Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Случайных фильмов нет

18 апреля в Петербурге начинается Неделя польского кино

Как это ни странно, польское кино живет и неплохо себя чувствует - просто мы об этом не знаем, потому что оно до нас не доходит. Французское, английское, даже итальянское худо-бедно появляется в большом прокате - польского нет и в помине, за исключением разве что эпических опусов Ежи Гофмана, который почти что наш с незапамятных времен.

Возможность краем глаза подглядеть ситуацию в польском кинематографе нам дается раз в году - на фестивале «Неделя нового польского кино», который традиционно проходит в апреле в Доме кино. Вырвать из рук продюсеров новейшие фильмы у организаторов получается не всегда - как правило, владельцы прав предпочитают дождаться крупнейших фестивалей, решить прокатные вопросы - поэтому раз на раз не приходится: бывает, на фестиваль приезжает позапрошлогодний хит, давно уже отгремевший в Польше. То есть говорить о действительном взгляде на сегодняшнюю ситуацию было бы преувеличением.

Опять же випы: для нас польские звезды - это Даниэль Ольбрыхский, Беата Тышкевич, ну Богуслав Линда максимум. Собственно, все, кого помнят по золотому веку польского кино, который пришелся на 50 - 60-е прошлого столетия. Линда на самом деле звезда, но считается уже «за старенького»; с молодыми, реальными звездами польского кино мы почти не знакомы. Привози не привози, мы все равно не сможем оценить масштаб события в полной мере.

Приезд Ежи Штура, правда, оценим - он единственный звездный гость нынешнего смотра; и хотя мы его знаем и любим по совокупности прежних заслуг, он на самом деле до сих пор - один из первых в польском кино. И актер, и режиссер - его фильмы уже приезжали на прежние фестивали, в этом участвует фильм «Хоровод» (им откроется фестиваль 18 апреля) - о конфликте поколений, разыгранном, кстати, не без участия самого Штура и его сына Мачея (между прочим, очень популярного в Польше актера - к вопросу о новых звездах). Мачей Штур сыграл одну из главных ролей в другом фильме, привезенном в Петербург, - «Тестостерон»: о тридцатилетних, ищущих ответы на вечные и сиюминутные вопросы.

Другой фаворит фестиваля - «Жасмин» Яна Якуба Кольского, которого называют основателем «магического реализма». За главную роль в этом фильме Януш Гайос получил «Золотого орла» (вроде нашей «Ники»), сам Кольский получил того же «Орла» за режиссуру. Это, вероятно, самый титулованный участник Недели польского кино, собравший массу наград и в Польше, и за ее пределами; но интересен не этим, а возможностью заново открыть замечательного артиста Гайоса, за которым тянется шлейф «Четырех танкистов и собаки», ему до чрезвычайности ненавистный. Потому что сериалу уже сто тысяч лет, и с тех пор Гайос, пережив жесткий кризис и едва не уйдя из профессии, стал одним из известнейших польских артистов, много играет в театре и каждый год снимается в кино.

Вообще в этом году случайных фильмов нет. Все они отобраны на главном польском фестивале в Гдыне, все хоть как-то отмечены наградами и вниманием зрителей.

Разнообразили жанры - есть и комедии, и трагедии, и философское кино. Но это прежде всего зрительское кино - в хорошем смысле слова. А о зрителях в Польше заботятся - судя по тому, как активно (по словам очевидцев) поляки ходят в кино.

Инга БЕРГМАН

P. S. Предвосхищая вопросы заинтересованных, организаторы фестиваля сообщили, что «Катынь» Анджея Вайды на фестивале показана не будет. Пока не решен вопрос с правами (решение отложено до лета) - тогда, возможно, состоятся и официальные показы, и приезд в Петербург самого режиссера. Сейчас придется удовлетвориться короткой ретроспективой его фильмов - всего их покажут пять, правда, каких, пока не решено.

↑ Наверх