Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Выпускников могут лишить ночных экскурсий по Неве

1 июня, в День защиты детей, Ладожским линейным отделом Северо-Западного управления Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на причале острова Орешек в истоке Невы был обнаружен своего рода летучий голландец - пассажирский теплоход без свидетельств о праве собственности на судно и о годности судна к плаванию, без списка членов экипажа. При этом таинственный теплоход - метеор на подводных крыльях выполнял экскурсионный рейс для 90 школьников, имея на борту только 10 детских спасательных жилетов. Понятно, о безопасности детей и об ответственности перевозивших их взрослых говорить в данном случае не приходится...

«Водные ДТП» прошлых летних навигаций - вроде врезавшегося в крейсер «Аврора» катера - давно поставили вопрос о хаосе, царящем на водных артериях Петербурга. Судоводители без документов (нередко - нетрезвые), суда без спасательных средств... Контролирующие и надзорные структуры имеются, а порядок никак не навести.

Одна из таких структур - Северо-Западное управление Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, иначе Ространснадзора. В этом году еще до начала навигации управление составило документы, регламентирующие особенности движения и стоянки судов в бассейне Невы. Предыдущие такие документы относятся к 2003 году и уже не отвечают требованиям безопасности. Об этом «Вечернему Петербургу» рассказал заместитель начальника управления Максим КАПИТОНОВ.

- Новые документы были согласованы с судоходным сообществом города и в целом встретили понимание, - поведал Максим Александрович. - Добросовестных судоводителей самих беспокоят массовые нарушения правил плавания на Неве, тем более в период разводки мостов, когда все кому не лень сажают пассажиров и везут их под мосты - причем не имея лицензии на пассажирские перевозки. Проблема в том, что с советских времен на водном транспорте осталось мало профессионалов, зато появилось много коммерсантов, вообще не соблюдающих правила.

Капитонов приводит пример: даже по существующим правилам большинство судов канального типа (так называются маленькие плоские речные трамвайчики, созданные специально для плавания по внутренним рекам города и для прохода под низкими мостами Фонтанки и Мойки) имеют право лишь эпизодически выходить в Большую Неву, и только в том случае, если там нет большой волны и есть долгосрочный прогноз ее отсутствия.

Эти суда относятся к классу «Л 0,6» - они устойчивы лишь при волне, не превышающей 60 сантиметров. Выходить им в Неву в темное время суток нельзя - экипажи просто не увидят приближающейся волны от проходящих под мостами караванов судов.

- Судно затонет мгновенно, его будет не спасти, - говорит Максим Капитонов. - Именно поэтому в новых правилах мы прописали отдельный пункт, запрещающий вход и выход судов класса «Л 0,6» из Фонтанки в ночное время. Что же касается движения под разведенными мостами в момент проходки больших и грузовых судов - оно и старыми правилами не разрешено никому, но тем не менее осуществляется. В рейдах инспекторы видят, как соревнуются между собою под разведенными мостами грузовые лесовозы и теплоходики - кто быстрее.

А ведь теплоходам, говорит Капитонов, в пору развода мостов совершенно не обязательно нырять именно под поднятые пролеты - достаточно прокатить пассажиров под неразводной частью.

Известие о том, что на Неве взялись за соблюдение правил водного движения, пока не встретило понимания у туристов, говорят представители судоходных компаний. Ведь кто-то взял тур на белые ночи именно для того, чтобы покататься под взмывшими ввысь пролетами мостов, чтобы увидеть освещенный плавучий фонтан у Стрелки Васильевского острова - а в Питере в этом году ни фонтана, ни острых по ощущениям аттракционов на воде.

Выпускники школ, для которых катание на корабликах стало традицией, тоже почувствуют себя обделенными. Выпускные вечеринки на теплоходах, выкупленные чуть ли не в начале учебного года, включали в пакет увеселений именно катание под разведенными мостами. Чаще всего на теплоходах типа «Фонтанка», выход которых в Неву в ночное время запрещен.

Алла РЕПИНА, фото Натальи ЧАЙКИ

Между тем

Теплоходы типа «Фонтанка» класса «Л 0,6», обслуживающие сейчас экскурсии, корпоративы, свадьбы и выпускные торжества, создавались специально для малых рек и каналов Северной столицы, для их невысоких мостов, под которыми не проходят более крупные суда. Их особенность - стеклянная панорамная крыша, позволяющая любоваться окружающими видами, не выходя из салона, что крайне актуально в обычно промозглое питерское лето. Эти теплоходы могут взять на борт от 40 до 90 человек.

Продажи услуг на выпускные вечера и свадьбы на корабликах проходят под слоганом «Символичное плавание - по волнам навстречу новой жизни! Предложение действительно при заказе ресторанного обслуживания». Обслуживание в туристический сезон обходится в среднем в 3500 рублей в час.

На период «Алых парусов» теплоходы «Фонтанка» и аналогичные  - «Мойка» - предлагаются, соответственно, по цене от  25 до 40 тысяч рублей за три часа экскурсионно-ресторанной программы. Стоимость аренды двухпалубного теплохода класса «Москва» - 100 тысяч рублей за шесть часов.

Родители и педагоги выпускной вечер на теплоходе считают наиболее безопасным, поскольку есть возможность не только контролировать отпрысков, но и изолировать их от контактов с нежелательным окружением.

 

↑ Наверх