Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Михаил Кураев: Я все острей чувствую боль этого города

Сегодня известному петербургскому писателю и кино-драматургу исполняется 70 лет

- Михаил Николаевич, Петербург - город одновременно и физически обессиливающий, и дающий вдохновение. А у вас с ним какие отношения?

- Для меня город и мама, родившаяся в Петербурге, нераздельны. Именно ее любовь к Ленинграду, как я теперь понимаю, стала частицей моей души, если хотите. «Обессиливающий», «дающий вдохновение»... Это из области поэзии, а для меня этот город - моя кожа, мои кости, мои нервы, моя боль, моя радость... Какие с ним отношения? Я помню, как мама в детстве дарила нам с братом этот город. Водила по театрам, музеям. Кировские острова, парки, это был праздник. Даже
поездки после блокады в разбитую Гатчину или Петергоф с остовом дворца становились праздниками благодаря маминым рассказам.

В юные годы мы жили удивительно подвижно. С «Нарвской» - на «Выборгскую» без метро, если ночью - то и на грузовом трамвае, без проблем. Не город, а большая квартира, населенная родней и друзьями.

А нынче острей чувствую боль этого города. В комиссиях Общественного совета ищу средства эту боль укротить. Хотя бы  не засорять Петербург случайными памятниками «временно великих», как  говорил Герцен. Пытаемся сохранить его неповторимый  облик. 

- Вы заканчивали наш Театральный институт. Интересно было учиться?

- Я поступил в ЛГТИ им. А. Н. Остров-ского. Это был едва ли не самый маленький институт в городе. Преподавателей и их помощников было больше, чем студентов. Шло, как любили говорить, штучное производство. Из пятнадцати человек, поступивших на наш курс (театроведов набирали раз в два года),  окончили только восемь. Преподавателей вспоминаю с благодарностью и неизжитым чувством вины. Они были так щедры, а я был так беспечен, чтобы не сказать хуже... Заведовал кафедрой Сергей Сергеевич Данилов, глубокий знаток  русского театра и остроумнейший человек. На экзаменах мог спросить: методологические ошибки Данилова в «Истории русского театра»?  Его в свое время «прорабатывали» за этот фундаментальный труд. А руководитель диплома Сергей Львович Цимбал? Он одобрил последнюю главу дипломной работы, похвалил и сказал: «Ну, а теперь две странички заключения». - «Не могу...» - выдавил я. Он посмотрел на меня, вставил лист
в машинку «Эрика-10» и при мне написал эти полторы страницы. Что это были за люди, занимавшиеся штучным производством!

- Как изменилась ваша жизнь после «Капитана Дикштейна», переведенного, как мне помнится, на основные европейские языки?

- Жизнь изменилась резко после того, как Сергей Залыгин, главный редактор «Нового мира», в 1987 году сказал, положив руку на рукопись «Дикштейна»: «Это печатаем, несите еще». А нести-то было нечего. Пришлось уйти с «Ленфильма», где  отслужил 28 лет, и заняться «индивидуальным производством».

- Но вы и с работой в кино не расстаетесь. Вот и сейчас пишете новый сценарий к историческому фильму. Можно об этом поговорить или еще рано?

- Я испытал после «коллективного творчества» в кино такую радость, такую свободу в писательском деле, что решил никогда больше не приближаться к кино.  Баста! Тем более что, как сценаристу, мне с режиссерами везло мало. Но... Предложили, попросили, уговорили... Люди не чужие, дело знакомое. С тех пор как ушел с киностудии, по моим сценариям снято два фильма для кинопроката,  два телевизионных и 12-серийный фильм «Господа присяжные...» о конце царствования Александра II. Режиссер Николай Досталь снял фильм по моей повести «Петя по дороге в Царствие Небесное», картина представлена нынче на конкурс на Международный Московский фестиваль. Полтора года ушло на   сценарий «Раскол». Ведется подготовка к съемкам 16-серийного фильма.  Режиссер снова Николай Досталь. Исторические параллели? Конец царствования Александра II - это кризис реформ, государственная разворовка, бессилие верховной власти перед алчностью власть имущих, отчаяние веривших  в возможность преобразований... Какие уж тут параллели? А «Раскол»? Когда я дописал два-дцать шестую серию (осталось шестнадцать), я понял, о чем  я писал. Об ответственности власти перед народом. В расколе, незаживающей раной грызущем и по сей день тело нации, виновата власть, и только власть.

- Что хотелось бы пожелать и нашему городу, и петербуржцам?

- Петербуржцам я хотел бы пожелать верить своим руководителям и любить их так,  как ленинградцы верили Кирову и любили его, а руководителям хотел бы пожелать быть достойными такой любви.

Беседовала Елена ЕЛАГИНА

Досье

Михаил Николаевич Кураев - писатель, автор десятков  книг, изданных в России и за рубежом. Его сочинения переведены на двенадцать иностранных языков. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы за трилогию «Семейная хроника», лауреат премии правительства Санкт-Петербурга за лучший роман о городе «Зеркало Монтачки». Четверть века Кураев проработал на киностудии «Ленфильм». Под его редакцией вышли на экран более тридцати фильмов, в том числе «Республика Шкид», «Два билета на дневной сеанс», «Князь Игорь», «Собачье сердце». По его сценариям снято двенадцать фильмов, в том числе двухсерийный фильм «Сократ» и двенадцатисерийный фильм «Господа присяжные...». В настоящее время ведется работа над шестнадцатисерийным фильмом «Раскол».

Член комиссии по памятникам при Общественном совете Санкт-Петербурга.

↑ Наверх