Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Мы, оглядываясь, видим лишь руины…

Государственный центр фотографии (РОСФОТО) до 19 июля представляет выставку американского фотографа Эндрю Мура «За пределами идеологии».

Огромные, яркие, даже избыточно яркие фотографии Мура изображают, чуть ли не воспевают распад. Вот полуразрушенный оперный театр при локомотивном вагоноремонтном заводе в Улан-Удэ: через крышу когда-то помпезного здания бьют солнечные лучи, освещая безлюдные ярусы и разломанный пол, засыпанный мусором. А вот театральный зал в далекой Гаване, превращенный в стоянку для велорикш; когда-то величественное здание университета в Ханое, давно нуждающееся в ремонте... Почему благополучный американский художник много лет наблюдает за жизнью стран, в которых собирались построить новое общество, а теперь не знают, что со всем этим делать? Сам Эндрю Мур объясняет слегка по-фрейдистски: дескать, родители жестко контролировали каждый его шаг в детстве и теперь он стремится понять, как уход от «тотальной слежки» отражается на жизни целой страны. Ну конечно, Мур говорит и об интересе к культуре, особенно нашей - к поэзии Ахматовой, Бродского... С 2000-го по 2004-й художник много путешествовал по России и побывал не только в обеих столицах, но и в глухих медвежьих углах. В одном из таких, очевидно, углов он и нашел невеселого медвежонка, прикованного цепью во дворе рядом с облупившимся бюстом В. И. Ленина, - «Миша и Владимир». Медвежонок - одно из немногих живых существ, попавшее в объектив Мура, людей на его фотографиях - вообще раз-два и обчелся. Потому что все это - декорация, а мы в ней - актеры...

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх