Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Кто приговорил инвалида?

Как живется в маневренном фонде

Маневренный фонд Московского района в доме № 22/24 на Киевской улице. Мы подходим к нужному нам подъезду и удивляемся: c виду здание выглядит вполне респектабельно. А нам-то казалось, что маневренный фонд - это что-то вроде бытовок без ванной и горячей воды, с обшарпанными потолками и стенами. Ошибались, получается? Отнюдь. Внешний лоск наведен, поскольку на первом этаже дома вскоре должна разместиться гостиница. А начиная со второго этажа - дырявые стены, грязь и зловоние. Надежда Любивая вместе с бывшим мужем, тремя детьми и тремя внуками живет здесь почти двадцать лет. Все это время она просит власти выделить ее семье нормальное жилье. Но чиновники на ее просьбы не реагируют, и Надежда Александровна вынуждена была обратиться в «Общественную приемную БМГ».

Дети не знают, что такое ванна и горячая вода

Открываем дверь в подъезд и спотыкаемся о чье-то тело, лежащее прямо на ступенях. Это распластался великовозрастный детина, одетый в лохмотья. Мы хотели было помочь парню подняться, но какая-то женщина, спускаясь по ступенькам, заботливо предупредила: у него вши... Брезгуем дотронуться до дверных ручек, перил, стен - они сильно загажены. Ароматы, надо сказать, как в привокзальном туалете.

Входим в квартиру Надежды Любивой. Видно, что женщина изо всех сил старается поддерживать порядок, но старая штукатурка все равно осыпается, намокшие обои рвутся от влаги, сочащейся из потрескавшихся стен. Дальше - маленькая кухонька, куда Надежда Александровна на своей инвалидной коляске въехать никак не может, отсутствие ванны, горячей воды и холодной - в туалете... Можно еще много рассказывать о «прелестях» маневренного фонда, но ясно одно - семья Любивой здесь не живет, а отбывает срок. Причем, похоже, пожизненный.

Надежда Александровна рассказывает нам историю своей жизни, почти половина которой прошла в маневренном фонде. В конце 70-х годов она работала дворником в районном жэке, получила комнату в коммуналке в доме на Заозерной, 6, и зажила там с мужем и двумя детьми. Надежда Любивая была на последних месяцах беременности, когда однажды утром в ее комнате обрушилась стена. Тут же приехали аварийные бригады, завал разобрали, а районные власти выделили пострадавшим трехкомнатную квартиру в маневренном фонде. Потому что кроме разрушенной соседской стены комиссия «Ленжилпроекта» нашла в их жилище еще много нарушений: «пол находится ниже отметки поверхности двора», «межкомнатные перегородки находятся в аварийном состоянии» и так далее.

...Третий ребенок Надежды Александровны - сын Михаил - родился уже на Киевской, 22/24. А спустя 19 лет там же родился и его собственный малыш. У сестер Михаила тоже появилось по ребенку, и теперь в маневренном фонде живут восемь Любивых - из них трое малолетних детей. И если взрослые еще могут жить в антисанитарной квартире и как-то обходиться без ванной и горячей воды, то малышам приходится туго.

Временное стало постоянным

Если мы ничего не путаем, то маневренный фонд - это то жилье, которое администрация района выделяет людям, оказавшимся в проблемной ситуации: погорельцам, тем, чей дом пошел на капремонт, и так далее. Причем выделяет временно, до получения нормального жилья. «Маневренный фонд формируется из квартир, которые непригодны для постоянного проживания, условия в них обычно значительно хуже, чем в помещениях, где люди жили до этого», - отвечают людям чиновники, но тут же добавляют: поживете в маневренном фонде недолго, отремонтируем ваше полуразвалившееся жилье и - обратно.

- Когда нас выселили в маневренный фонд на Киевскую и поставили на льготную очередь как многодетную семью, я каждый год ходила отмечалась, ждала получения нормальной жилплощади, - вспоминает Надежда Любивая. - Где только не была на приемах, куда только не жаловалась. Был момент, когда казалось, что нашим мытарствам пришел конец: бывший глава Московского района Владимир Сухорученко пообещал ордер на двухкомнатную квартиру на Новоизмайловском проспекте. Мы там были, посмотрели - маленькая хрущевка, но все-таки отдельная, с удобствами. Только пообещал - его снимают и назначают районным главой Александра Полукеева, нынешнего вице-губернатора. Полукеев на личном приеме сказал мне, что, мол, никакой вам квартиры не дадут, пока не принесете акт экспертно-строительной комиссии о том, что жилье - аварийное. Я сразу пошла в ГУ «Жилищное агентство Московского района», попросила такой акт сделать, а они мне сказали, что у них на это нет денег. В общем, пока в ГУЖА деньги появились, пока специалисты акт сделали, квартиру на Новоизмайловском перераспределили кому-то другому.

У чиновников - характер переменчивый

Надежда Александровна показывает нам письма: вот бывший глава Московского района Сухорученко пишет Любивой, что «при Вашем согласии квартира по Новоизмайловскому проспекту, 9, будет предоставлена Вам ближайшим распоряжением территориального управления», а через пару месяцев уже господин Полукеев отвечает: «Согласно действующему порядку и в соответствии с актом экспертно-строительной комиссии... квартира № 50 по улице Заозерной, д. 6, будет включена в адресный перечень аварийного жилого фонда, подлежащего устранению в 2003 - 2004 годах (мы не поленились - сходили на Заозерную: там и сейчас все заколочено досками, а бывшая комната Любивых используется местными обитателями как общественный туалет. - Авт.)... Администрацией Московского района будут представлены сведения в жилищный комитет Санкт-Петербурга и комитет по управлению городским имуществом о приобретении необходимой жилой площади для расселения аварийной квартиры, в которой Ваша семья зарегистрирована».

Но то ли господин Полукеев сведения забыл в комитеты передать, то ли у их чиновников полно других забот, но жилплощадь приобретать семье Любивых никто не торопился.

Прошло время, Любивую снова просили принести акт об аварийности, потом снова предлагали «закрепить» за ней жилье по Киевской улице, 22/24...

Бумагооборот неторопливо продолжается. Однако до сих пор ни на Заозерной, ни на Киевской  ремонт никто производить не собирается.

Жаль, конечно, и Надежду Любивую, и детей ее, и внуков. Но таких, как они, в Петербурге - сотни семей. Возмущает другое:  от чиновников разных уровней ждут решений тысячи горожан - по проблемам городского хозяйства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта (в городском правительстве за решение этих вопросов отвечает как раз Александр Полукеев). Не хочется, чтобы чиновники отгораживались от бед петербуржцев стеной бумажной волокиты.

Инесса КУЗНЕЦОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх