Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Вахта памяти продолжается

Поисковики открывают имена бойцов Великой Отечественной войны

Каждой весной наступает сезон работы поисковых отрядов - Вахты памяти. Добровольцев разного возраста из разных городов объединяет одна цель: на местах сражений Великой Отечественной войны они ищут останки погибших бойцов Советской Армии. Иногда им даже удается прочесть имена героев и разыскать их родственников. Через какое-то время останки солдат переносят в мемориальные захоронения, где их покой не смогут потревожить стройки, часто появляющиеся в окрестностях города прямо на костях, там, где раньше велись бои.

Имя героя раскрыл медальон

Роман Красильников, заместитель командира поискового отряда «Варяг-2», рассказал корреспонденту «Вечёрки» об одной из последних успешных находок поисковиков.

- В апреле мы обнаружили санитарное захоронение в Волосовском районе: по всей видимости, местные жители сбросили погибших в тяжелом бою троих солдат в стрелковую ячейку, место для укрытия от огня, - рассказывает Роман Красильников. - У всех были медальоны, и один из них удалось прочесть. Из записи мы выяснили фамилии родственников и адрес. По нему мы узнали, что жившие там люди переехали. В конце концов мы разыскали дочь и внучку погибшего, которые назвали его имя - Николаев Александр Михайлович, 1902 года рождения, уроженец Валдая. Он был приписан к 281-й стрелковой дивизии, которая участвовала в боях 17 - 18 июля 1941 года. Эта дивизия была сформирована указом наркома из валдайских и окуловских военнослужащих. Один из сослуживцев бойца писал родственникам, что видел, как его во время тяжелого сражения ранило в живот. 12 мая прошло захоронение, на котором присутствовали пятнадцать его близких родственников.

Когда искали информацию о бойце в архивах, возникла сложность: во всех документах он был записан Александром Николаевичем. Видимо, это отчество по родному отцу, а родственники помнили его по отчиму. Бывало, что солдаты специально меняли отчество, чтобы скрыть, например, что отец сидел в тюрьме.

О другой, случайной находке рассказал Герман Сакс, начальник отдела поддержки молодежных инициатив «Дома молодежи Санкт-Петербурга» и руководитель поисковиков.

- Возле железнодорожной станции Лигово, на границе Красносельского и Киров-ского районов, при прокладке кабеля рабочие обнаружили останки двух краснофлотцев. Путейный обходчик увидел, что ковш экскаватора зацепил в гравии кости, совсем недалеко от железнодорожного полотна - примерно в 80 сантиметрах. Он сам захоронил кости у памятника ополченцам, а затем сообщил о находке в администрацию Кировского района, которая уже связалась с нами. Останки вместе с личными вещами передали в прокуратуру. Заведующий судмедэкспертизой сказал, что собирается оставить эти вещи в их личном музее. Мы стараемся убедить отдать их, чтобы захоронить с останками, ведь эти предметы уже совсем старые и потеряли вид. Захоронение скорее всего будет в Полежаевском парке - он хорошо виден с места гибели солдат.

Зачем ведутся поиски?

В своей работе поисковики сталкиваются с множеством трудностей. Порой официального разрешения на проведение работ приходится ждать по нескольку месяцев вместо положенных пяти дней. Пока решается вопрос с захоронением останков, кости хранятся в мешках дома у поисковиков и в кабинете Дома молодежи. Мешает и постороннее вмешательство в братские захоронения - так, в Выборг-ском районе обнаружены останки от 200 до 500 бойцов, но определить их точное число пока невозможно. Кости разрознены, видно, что захоронение кто-то уже успел неумело исследовать и частично разграбить.

- Есть отдельная категория останков, принадлежность которых бывает невозможно идентифицировать, - говорит Герман Сакс. - Кости разбросаны, и непонятно, к какой армии принадлежали эти бойцы, может быть, к гражданскому населению. Нужно решать вопрос с захоронением таких останков, ведь нельзя хоронить вместе русских и немецких солдат, с костями убитых животных, которые могут встретиться рядом. Можно было бы ввести категорию «жертвы войны», разработать схему захоронения таких останков.

Некоторые люди не понимают, зачем поисковики занимаются такой тяжелой работой, когда можно было бы оставить кости погибших там, где они уже лежат. Конечно, невозможно захоронить каждого бойца и увековечить память о нем. По словам Германа Сакса, тогда вся Ленинградская область стала бы одним сплошным мемориалом, а крестов было бы больше, чем деревьев. Но возможность не допустить, чтобы на костях героев строились бизнес- и развлекательные центры, прокладывались дороги, устраивались пикники, делает эту работу важной и нужной.

Юлия БИБИШЕВА, фотографии предоставлены участниками поисковых отрядов

↑ Наверх