Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Будущее России — за инновациями

Специалисты убеждены: лишь высокотехнологичная экономика поднимет Россию на уровень ведущих государств

Мировой кризис ударил по экспорту российских нефти и газа. Как только потребность западных партнеров в этих ископаемых снизилась, механически забуксовал и наш хозяйственный комплекс. Стало ясно: нужно срочно переводить отечественную экономику на современную инновационную основу. Об этом заявил на Петербургском Международном форуме президент России Дмитрий Медведев.

С тем же вопросом мы обратились к Михаилу Романову - президенту фонда содействия развитию науки, образования, культуры и реализации социальных программ «Северная столица».

- Михаил Валентинович, вы, что называется, по долгу службы участвовали в работе недавнего форума, где обсуждались серьезные проблемы и предлагались перспективные решения. Как оценивают профессионалы нынешнее состояние нашей экономики и ее виды на будущее?

- Скажу прямо: нам необходимо - причем поскорее! - преодолеть два трудных барьера. Нужно свести к минимуму тяжелые последствия мирового кризиса и создать мощный задел для предстоящего посткризисного рывка. Оба крепких орешка можно, как высказывался когда-то Петр Великий, разгрызть, только если мы все засучим рукава уже сегодня. Прямо с утра! Времени на раскачку нет: Россия и так заметно отстала от передовых стран - даже маленьких, не входящих во все эти «восьмерки» и «двадцатки». О крупных державах и говорить не приходится. Поэтому в качестве принципиальной модели движения вперед избрана инновационная социально ориентированная экономика. Такая задача поставлена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Сейчас обсуждается и еще один документ - концепция инновационной деятельности.

- И каковы же согласно этим бумагам черты будущей хозяйственной системы?

- Их несколько. Это - и инновационная активность экономических субъектов (фирм, компаний, корпораций), и постоянные разработки с быстрым научно-производственным воплощением новых технологий и изделий, и множество высокотехнологичных секторов, нацеленных как на внутренний рынок, так и на экспорт, что подразумевает, конечно, отменную конкурентоспособность наших товаров. Есть и другие показатели экономики завтрашнего дня.

Но будем реалистами: сами собой эти успехи никогда не прольются золотым дождем. Предстоит осуществить целый пакет правительственных мер, усиливающих и ускоряющих то, что называют инвестициями в инновации, а равно техническое перевооружение и внедрение инновационных достижений во все области экономики и общественной жизни. Данные системные меры должны быть направлены по двум векторам - по линии долгосрочного развития национального инновационного комплекса и в смысле специфических шагов в рамках нынешнего мирового кризиса. Таковы планы и расчеты. Пока же, к сожалению, инновационная ситуация в реальном экономическом секторе далека от положительных значений.

- А что там у нас?

- Восприимчивость отечественного бизнеса к технологическим открытиям остается, увы, очень прохладной. Например, в 2007 году разработкой и внедрением таких новинок занимались 9,4 процента от общего количества наших промышленных предприятий, тогда как в Германии эта планка поднималась до 73 процентов, в Ирландии - до 61, в Бельгии - до 58, в крошечной Эстонии - до 47, а в Чехии - до 41 процента. Разве не парадокс?

Мала и доля хозяйствующих субъектов, желающих раскошелиться на приобретение передовых технологий. Таких героев в России всего лишь 12,7 процента - восьмая часть бизнес-сообщества. Негусто! Да и динамика этих показателей за последние 10 лет ощутимо ухудшилась, причем низкая инновационная активность усугубляется слабой отдачей от применения технологических новшеств. Правда, в абсолютных цифрах объемы инновационной продукции повышаются (в 1995 - 2007 годах - на 76 процентов), но затраты на такие изделия растут гораздо быстрее (за тот же период они подскочили вдвое). И на рубль профильных вложений в 2007-м приходилось 4 рубля 40 копеек инновационной продукции по сравнению с 5 рублями 50 копейками в 1995-м.

Несмотря на то что бюджетное финансирование исследовательской деятельности, практических разработок и так называемого сектора генерации знаний неуклонно увеличивается, это не приводит еще к всплеску инновационного интереса со стороны самих промышленных предприятий. Так, на отрезке 2005 - 2007 годов государственные дотации возросли с 61,9 до 62,6 процента, а внутренние затраты деловых кругов на различные исследования и внедрения, наоборот, сократились с 30 до 29,4 процента. Факты - вещь упрямая!

Естественно, столь отрицательные тренды крепнут под ударами кризисных шквалов. Стоит тому или иному предприятию столкнуться с необходимостью жесткой и немедленной оптимизации денежных издержек, как оно начинает в первую очередь экономить на развитии, кладя под сукно перспективные проекты и урезая расходы на научно-исследовательские опорно-конструкторские разработки (НИОКР) и технологическое перевооружение. Из какой же почвы, скажите на милость, будут пробиваться ростки наших инноваций? Нужны срочные волевые и смелые действия!

- Известно, что руководство страны подготовило перечень конкретных шагов по выправлению неблагоприятной обстановки. В чем суть принятых решений?

- Грех делать упор на пессимистических выводах, не раскрывая тех наметок, которые должны привести к положительным результатам. Впрочем, и утаивать истину, какой бы она ни была, мы тоже не вправе. В официальной концепции до 2020 года и других документах предусмотрено очень многое. Вместе с тем наш фонд «Северная столица» предлагает углубить и уточнить ключевые стратегические позиции, введя, в частности, требование, согласно которому все антикризисные меры надлежит проверять и испытывать на императивах инновационной политики. Я уверен: продуманные нами действия на 2009 год не потребуют (учитывая последние бюджетные поправки) каких-либо дополнительных казенных средств, а принесут скорые плоды. Зато для шагов, намеченных на следующий год, целесообразно «отложить впрок» определенную денежную сумму при составлении очередного бюджета.

- Всем понятно, что в одном газетном интервью, ограниченном временем и местом, невозможно рассказать в подробностях обо всех подготовленных мероприятиях. Каковы главные черты вашего плана?

- Мы разделили его на пять основных пунктов. Во-первых, надо подставить плечо существующим частным компаниям, которые намерены посвятить себя инновационной деятельности. Во-вторых, полезно заложить фундамент нового, передового инновационного бизнеса (start-up). В-третьих, необходимо формировать стимулы такой активности в государственном секторе, в том числе в госкорпорациях и компаниях с госучастием. В-четвертых, потребны общесистемные подвижки, улучшающие институциональные условия и повышающие эффективность всей технологической цепочки. Наконец, в-пятых, власть призвана совершенствовать и оттачивать управленческие звенья, способные направлять инновационный марш в будущее. Без твердой руки федеральной элиты мы не добьемся никаких успехов и не одолеем никаких преград. Вот, пожалуй, и все. Ну а более дробные, более мелкие, хотя и очень важные детали являются, вероятно, предметом особого и отдельного разговора.

Беседовал Виктор КУДРЯВЦЕВ

↑ Наверх