Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

Какой этаж следующий?

В киноцентре «Родина» завершился XIX международный фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку»

Неделю приверженцы документального кино и преданные поклонники конкретно этого фестиваля не выходили из  «Родины» - в этом году впервые все фильмы показывали только в одном кинотеатре. К сожалению,  это не единственный признак некоторого - не скажу упадка, но как бы плавного скукоживания некогда весьма пафосного мероприятия. Разница била в глаза прямо начиная с открытия, на котором показали короткий фильм о первом фестивале, 1989 года. Первого не застала, а многие прошлые, в 90-х, сама помню хорошо. Фестиваль сначала проходил в Концертном зале гостиницы «Ленинград». Очередь за билетами, несмотря на - тогда - холодные январские дни, стояла длиннющая, как полагается, спрашивали лишний билетик...

Да и после, когда «Послание...» переместилось в белые ночи и в Дом кино, бывали сеансы, на которые не смогли попасть даже аккредитованные журналисты.

В этом году фестиваль не собрал ни громких имен, ни потрясающих премьер, ни сколько-то серьезного конкурса. Кричать о кризисе жанра здесь я бы не стала, потому что, мне кажется, обобщать или бить тревогу еще слишком рано, хотя многие профессиональные критики уже бьют. Но не заметить болезни - нельзя. Уже несколько последних лет жюри отдает отчетливое предпочтение политкорректности, толерантности, если хотите - чему угодно, кроме художественных достоинств. Тот же казус случился и нынче. Фильм, получивший Гран-при - «Кармен встречает Бората», - на закрытии фестиваля осталась смотреть едва ли треть зала. И ведь никуда не денешься - если зритель массово уходит из кино,  значит, послание где-то как-то не дошло до человеков. Среди зрителей этого фестиваля случайных людей просто не бывает, но наблюдать больше полутора часов жизнь деревенских румынских цыган в реальном времени - выдержит не каждый. Учитывая, что это не Кустурица. Забавная, горькая и трогательная история о деревушке Глод, что значит «грязь», которую Саша Барон Коэн снял, а потом выдал за Казахстан да еще и обещанных гонораров не заплатил, была бы чудо как хороша, постарайся режиссер приложить к ней хоть малейшие усилия. Сокращенная до 25 минут, лишенная «слез и соплей», она бы сыграла.

Как сыграла, к счастью, тоже получившая награду российская картина «Занавес» - о буднях театра из городка Ирбита, о молодой и небездарной труппе, разъезжающей «на гастроли» по раздолбанным дорогам соседних сел  с единственным спектаклем - «Айболитом»; в автобусе, от одного взгляда на который тоска пробирает. Россия, глубинка... То ли 40-е годы, то ли 60-е. Только не XXI век. Тоска и безысходность, и безумная жалость, и сочувствие к этим ребятам, что сопьются в глуши - и никакое искусство их не спасет. Безжалостный портрет и нашей родины, и нашего общества, и нашего искусства.

А самое сильное впечатление из призовых картин на меня произвела изящнейшая короткометражка «Следующий этаж»  - эдакий трибьют Бунюэлю - о непрерывно жрущей компании, даже не замечающей, что с каждым глотком падает все ниже и ниже - в прямом смысле слова.

И может, не зря конкурсные показы предварял фильм о Тарковском и Рерберге - двух по-настоящему великих художниках, чьи пути так трагически и непоправимо разошлись: точка отсчета их именами была задана. Добавить нечего.

Варвара ХОЛОДНАЯ

Призы и награды

 Гран-при - «Кармен встречает Бората», реж. Мерседес Сталенхоф, Нидерланды.
 Лучший короткометражный игровой - «Следующий этаж», реж. Дэнис Вильнев, Канада.
 Лучший анимационный - «Раскол», реж. Жереми Клапен, Франция.
 Лучший документальный - «Безработные», реж. Настя Тарасова, Польша- Россия.
 Два Серебряных кентавра в национальном конкурсе (золотой решено было не присуждать) - «Пошто маловерная...», реж. Матвей Трошинкин, и «Занавес», реж. Владимир Головнев.

↑ Наверх