Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Бывший рыбный отдел Елисеевского стал гламурным

Очарование старины безвозвратно утеряно после реставрации

Намучились мы с названием этой рубрики, дорогой читатель! В самом деле, как назвать безобразия, которые творят власть и коммерсанты с обликом Петербурга? «Прощай, любимый город»? Уж больно пессимистично. А мы все же надеемся, что наши выступления помогут властям предержащим увидеть и исправить это варварство, позорящее Северную столицу.

Тут, знаете, никакая «синяя книга», которую мы постепенно собираем, не поможет. Нынче главный критерий для смольнинских аппаратчиков - стоимость квадратного метра. А в историческом центре она ой какая сладкая! Где уж тут переживать за сохранение облика...

Поэтому, обращаясь к Петербургу на «вы», в этой рубрике мы обращаемся и к ответственным лицам, которые могут и должны навести порядок в историческом центре города.

Первый материал - о странной реконструкции Елисеевского магазина.

Нашумевшие новые архитектурные проекты - высотки в историческом центре, стеклянные мансарды, прилепленные к старинным зданиям, уродливые бизнес-комплексы - у всех на слуху и вызывают широкий общественный резонанс, который иногда еще позволяет предотвратить непоправимое вторжение в сложившийся облик Петербурга. На их фоне зачастую остаются без внимания менее заметные, но не менее вопиющие градостроительные ошибки, неудачные реконструкции.

Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на бывший рыбный отдел Елисеевского магазина. Шумиха вокруг его реконструкции уже улеглась, после того как в этом помещении открылся бутик иностранной одежды. Сейчас любой из нас может войти внутрь и сам оценить, насколько реставраторам удалось сохранить красивейшие интерьеры этого некогда всеми любимого магазина. Вы можете наблюдать стеклянную безликую дверь, окна-стеклопакеты, а если заглянуть внутрь - навесной потолок и практически полное отсутствие старых деревянных элементов декора. После проведенной реконструкции малый зал Елисеевского воспринимается как европейский новодел, несмотря на то что небольшая часть декора сохранилась. В новом контексте эти сохраненные элементы утратили прежнюю магию. Взгляните на фотографии.

О новом малом Елисеевском мы узнали мнение Александра Кононова, заместителя председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

- Как вы оцениваете интерьер после реставрации? Что утеряно безвозвратно?

- Из интерьеров бывшего рыбного отдела Елисеевского утеряны прилавки, кассы и другие элементы деревянной отделки из ценных пород дерева. И это - главный ущерб. Практически ничего из новых элементов декора не соответствует старому облику. Хорошо, что кое-что из старых интерьеров, например зеркало, удалось сохранить. Это прекрасно. Но целостность интерьера полностью утрачена.

- Соответствуют ли теперь друг другу, на ваш взгляд, облики большого и малого залов Елисеевского?

- Большой и малый залы составляли единый комплекс с симметричными входами. Теперь этот комплекс - инвалид. Отделка рыбного отдела больше не соответствует общему замыслу. Это утрата и для большого зала, который лишился своего «кровного брата». Вот у меня на фото старая дверь изнутри (с тамбуром). Можно же было не создавать абсолютный новодел! Хотя для меня вид окон и двери с улицы - не самое главное. Главное - это исторические деревянные детали интерьера, большая часть которых демонтирована.

- Кто, на ваш взгляд, больше других несет ответственность за переделку облика малого зала Елисеевского?

- Реставраторы делают только то, что написано у них в задании. А согласовывает все документы КГИОП. Результат получился малосимпатичный.

Подготовила Юлия БИБИШЕВА

Фото Александра КОНОНОВА и автора

↑ Наверх