Детскую железную дорогу выселяют из Озерков в промзону
Коттеджи для города важнее, чем юные железнодорожники
Раритеты в контексте реалий
- Итак, здесь у нас рабочее место дежурного по станции. Сейчас мы проводим конкурс ответов на теоретические вопросы. Пишем формы поездных телефонограмм. Сколько форм телефонограмм существует? - вопрос задает энергичная Ольга Николаевна, она одна из шести инструкторов Малой Октябрьской железной дороги.
Разновозрастные мальчики и девочки, одетые в форму железнодорожников, очень серьезные, пишут ответы...
Ольга Николаевна тем временем восклицает:
- Такой раритетной аппаратуры вы не увидите нигде! Пятидесятых годов! Историческое оборудование.
Зачем же, спрашивается, учить на нем детей? А затем, что раритеты еще функционируют на российских железных дорогах, в том числе и на Октябрьской магистрали. Детей обучают в контексте отечественных реалий.
- Пишем, пишем, - торопит инструктор. - Значит, когда выходит из строя релейная автоматическая блокировка, на какую форму выходим? На телефонограммы, их четыре формы... Наш алгоритм действий, чтобы обеспечить безопасность движения... А как его обеспечить при отсутствии всех средств связи? Пульт не работает, телефон не работает. Что делает умный железнодорожник, чтобы не направить два поезда навстречу друг другу?
Оказывается, даже 12-летние дети знают, как не допустить столкновения поездов.
650 школьников от 12 до 16 лет в течение четырех лет проходят полный курс обучения на Малой Октябрьской железной дороге. За это время они осваивают начала железнодорожного дела и основные железнодорожные профессии. После первого года обучения могут быть проводниками вагона, контролерами, дикторами станции, дежурными стрелочного поста, экскурсоводами дороги, дежурными по перрону. После второго - бригадирами поезда, осмотрщиками вагонов, главными кондукторами, путевыми обходчиками. После третьего - дежурными по станции, поездными диспетчерами, помощниками машиниста. Высшая иерархия - машинист тепловоза, им можно стать после четвертого, завершающего года обучения.
Причем здесь в машинисты берут даже девочек - что давно запрещено на большой дороге, поясняет начальник Малой Октябрьской железной дороги Михаил Матвеев. «По правилам охраны труда и материнства на железнодорожном транспорте женщины давно удалены с опасных и вредных участков. Рельсы-шпалы они уже не кладут, с молотками и кувалдами по путям не ходят».
Детские железные дороги - сугубо советское изобретение. Их создание в тридцатых годах было поддержано наркомом путей сообщения Лазарем Кагановичем. В те времена страна «по ряду демографических причин» испытывала острый дефицит квалифицированных кадров, и было решено готовить железнодорожников даже из тех, кому только что исполнилось 12 лет.
Ленинградская дорога была выстроена в первые послевоенные годы, протяженностью восемь километров. Сами названия станций - Кировская, Зоопарк и Озерная - дают представление об эпохе. Кировская - в память о вожде ленинградской партийной организации Сергее Кирове, Зоопарк - в связи с планами переезда Ленинградского зоопарка с Петроградской стороны в зеленую зону Озерков, эти планы составлялись с 20-х годов, но не осуществились.
Теперь остались станция Озерная и разъезд Юный - дорога подсократилась до двух километров. Проходит среди зелени, пения птиц и затейливых дачек начала прошлого века. По городской территории, крайне привлекательной для коттеджного строительства.
Зона новых русских
Коломяги, Озерки, окрестности Суздальских озер - занятное место, дающее объективное представление о пертурбациях последних 20 лет. Где-то сохранились еще островки старой, дореволюционной дачной культуры - разноцветные деревянные домики в одном стиле: с островерхими крышами, верандами, декоративными оконными переплетами. Где-то высятся заброшенные цитадели из красного кирпича - привет из девяностых годов, строительство, не завершенное теми, кого уже нет с нами. Можно встретить особняки с колоннами, они напоминают сельские дома культуры - это представление внезапно разбогатевших людей о прекрасном: бывшее дворянское гнездо, переделанное после революции в очаг пролетарской культуры. Новые, невидимые глазу сооружения находятся за монолитными заборами, перед воротами которых останавливаются большие черные джипы с тонированными стеклами, более похожие на катафалки. Тут же из оздоровительного комплекса на берег выскакивают шумные дамы с войлочными колпаками на головах. На берегу разбитые кабинки для переодевания и пригвожденные к березам вывески «Купание запрещено». Это местный пляж. В общем, зона в процессе становления, контрасты между старым и новым. Новое побеждает.
В связи с разрастанием нового и было принято решение о перемещении детской железной дороги.
В конце мая губернатор города Валентина Матвиенко и глава РЖД Владимир Якунин забили в торжественной обстановке костыль в первое звено рельсо-шпальной решетки, уложенной в районе станции Шушары. Так было ознаменовано начало строительства новой МОЖД. Она пройдет от Купчина до Царского Села. Реализация проекта оценивается примерно в 1,7 млрд. рублей. К следующему лету дорогу предполагается построить.
На юг, в поля, в Шушары
На самой старой дороге об этом говорят с грустью. Все-таки есть понятие «гений места». Поколения горожан привыкли к детской дороге именно в Озерках. Вагончики и дети в форме давным-давно стали здесь частью пейзажа. Того, что следовало бы оберегать и хранить.
На юге города 10-километровая ветка потянется вдоль полей, промышленных объектов и складов. Но в принципе в вагонах можно будет и задернуть занавесочки - детям совершенно необязательно смотреть по сторонам. Так будет даже удобней слушать экскурсовода, рассказывающего об истории железных дорог в России. Экскурсии будут не лишены патриотического и имперского пафоса, ведь ветка пройдет как раз там, где пролегала первая железная дорога России - Царскосельская.
Строительство новой Малой Октябрьской железной дороги вызвано выносом ныне существующей из района Коломяг - в связи с массовым жилищным строительством. Ориентировочная стоимость строительства 1,7 млрд. рублей.
Протяженность пути по трассе бывшей Царскосельской дороги - 10 километров.
Проект предусматривает сооружение станций: Президентская в районе Купчина, Императорская в районе 21-го километра Витебской железнодорожной линии и разъезда Губернаторский в районе Шушар. На станции Президентская предполагается строительство вокзального комплекса на 40 человек, на разъезде Губернаторский будут открыты билетные кассы. Железнодорожный парк будет состоять из четырех локомотивов и 18 вагонов.
Алла РЕПИНА, фото автора
Важно: Правила перепоста материалов