Газета выходит с октября 1917 года Thursday 18 апреля 2024

Нужны ли в Петербурге кенотафы?

Венки и памятники на обочине стали обычным явлением. Но не всех это устраивает

«Здесь мотоциклист по пьяни налетел на «Москвич». А здесь водитель «девятки» не справился с управлением и врезался в дерево - отвлекся на разговор с пассажиром, его вынесло на встречку прямо под колеса «КамАЗа». Здесь гонщик на «мерседесе» не вписался в поворот...» Мы с инспектором ГИБДД стоим на Выборгском шоссе, а он, показывая на венки, развешанные на деревьях, рассказывает мне истории с летальным исходом.

Вдоль трасс Петербурга и Ленинградской области на обочинах - венки - настоящая летопись аварий. Памятники погибшим. Пустые могилы. Кенотафы. Хотя нет. Не кенотафы. Ведь греки устанавливали эти ритуальные сооружения в случае, если покойный погиб, а тело утрачено. Или его поиск может привести к новым жертвам. Или не может быть погребено на родине. Или если тело кремировано, а прах развеян. Современность же дублирует память - венки на кладбище и венки на обочине. Отношение к этому двоякое.

На обочинах наших дорог венки и рули стали появляться в середине 60-х годов прошлого века. Тогда складывалась особая субкультура. Дальнобойщики протестовали против ограниченного кладбищенской оградой советского официоза. И проезжая мимо места, где погиб товарищ, давили на клаксон. Журнал «Крокодил» боролся против этого явления и неоднократно публиковал фельетоны и карикатуры на эту тему.

Memento Mori

Удивил наш петербургский батюшка, отец Вячеслав (Харинов). Вопреки мнению многих других священников, которые категорически отрицают это явление, он заявил корреспонденту «Вечернего Петербурга», что не против того, чтобы вдоль обочин стояли памятники: «Еще древние христиане ставили мемории - памятные кресты на местах гибели последователей Иисуса. Сейчас мотивы другие. И я уверен, что кроме скорби у родственников и друзей погибшего в аварии есть желание предостеречь других. И это хорошее предупреждение лихачам. Кстати, дорожным службам не мешало бы изучать такие места. Ведь если водители бьются на одном и том же участке дороги, значит, там точно не все в порядке. Единственное... Были бы эти памятники опрятнее. Как в Греции, например. Там вдоль дорог стоят маленькие стеклянные часовенки. А как темнеет, в них зажигают свечи. Это и выглядит эстетично, и одновременно несет в себе предупреждение».

Его мнение поддерживают многие водители.

Владелец «мерседеса» Иван Алистов: «Я не против. Пусть венки будут. Ведь это своего рода дань усопшим и напоминание живым о культуре вождения. Когда еду по незнакомой трассе и вижу возрастающее количество венков - подсознательно сбрасываю скорость и больше концентрируюсь на дороге».

Владелец «Volvo» Алексей Сарычев: «А я бы еще и разбитые машины в кюветах оставлял... Еду по трассе однажды - 110 - 130 км в час. Потом вижу - перевернутый грузовик в кювете. Не-е-е, думаю, тормози. Сбавил до 100. Вижу две фуры в лобовухе. У второй от кабины лохмотья остались. Опять думаю - тормози. Сбил до 80 кэмэ. А дальше - маршрутка с «Жигулями», тоже сильно битые. Так я до 60 сбросил и так и дотянулся до места. И не зря. По пути было несколько очень опасных обгонов, меня высаживали на обочину, вылетали на встречку передо мной. В общем, если бы шел 130, была бы пятая авария. Пусть висят веночки».

Владелец автомобиля «Nissan» Игорь Беспалов: «Лично я не обращаю на них внимания. Но понимаю эмоции близких. Ведь отмечено место гибели Пушкина, родственники погибших в авиакатастрофе под Донецком тоже не забывают место падения самолета. Но для родных гибель близкого человека тоже национальная трагедия».

Справка «ВП»

Во Франции на обочинах ставят черные силуэты, разорванные красной молнией. И там это не считается нарушением правил благоустройства.

Ритуальная пропаганда

Наверное, в предупреждении есть доля истины. Но кенотафы ставятся на местах гибели, а скорости сейчас такие, что водителя должно предупреждать об опасном месте заранее, а не когда он до него уже доехал.

Заместитель начальника Управления ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области Александр Капустин рассказал «Вечернему Петербургу», что это непорядок: «Обочина дороги относится к полосе отвода. И в этих пределах не должно быть посторонних предметов. Только сооружения для обслуживания трассы или сервис для водителей. Памятники также не играют никакой роли в пропаганде безопасности дорожного движения. Для этого есть дорожные знаки и социальная реклама».

И на самом деле отделы пропаганды дорожной милиции зачастую стали делать впечатляющие баннеры, видеоролики. Например, с такой текстовкой: «Мы понимаем, что ты взрослый человек и что социальная реклама на тебя все равно не повлияет. Хочешь - не пристегивайся. Хочешь - превышай скорость. Но помни об одном: завещай свои органы другим людям. Есть множество других людей, которым пригодятся твои почки или сердце и которые будут вести себя на дороге осторожно. Только мозги свои, ради бога, не завещай никому». Несколько цинично. Но действенно.

Так что читайте дорожные знаки и социальную рекламу, господа. Ну а если их нет, значит, транспортные службы не совсем добросовестно работают - знаков должно быть больше, рекламы должно быть больше.

Не выставляйте смерть напоказ

Но многие пользователи трасс думают о другом.

Так, Владимир, часто ездящий по делам в Москву и обратно на своем «опеле», рассказал: «Мы с дядей на разных машинах друг за другом ехали из Москвы в Петербург. Он впереди. Вдруг я увидел, как его машину занесло, вынесло на встречку. В общем, все на моих глазах произошло. Мы с родными не поставили там памятник. Мы даже не ездим на это место специально».

Дальнобойщик Михаил буквально попросил нас написать: «Нельзя венки вешать! Работаю на дороге и знаю. Они очень угнетающе действуют на  водителя. Кроме того, нет практически ни одного такого памятника, который бы увековечивал подвиг. Увековечивают в основном дурь: разбился на мотоцикле - превысил скорость, а если пешеход - то переходил дорогу там, где нельзя. А потом, память, мне кажется, - дело очень личное, и выставлять ее напоказ - признак не очень высокой культуры. Да и мысли дурные приходят».

Дороги для живых

Кстати, о мыслях. В Англии давно запретили надпись «Выхода нет». Потому что иное ее прочтение может ввергнуть человека в депрессию. А как могут угнетать памятники вдоль дорог?

Водитель «Газели» Евгений Серов поделился, что просто боится на шоссе по сторонам смотреть: «Я иногда еду, а настроение - солнечное! Кручу баранку и песни пою. А венок вижу - и сразу улыбка с лица сходит, а на душе тоскливо как-то становится. Мы же не ставим памятники в больницах, в квартирах, в подворотнях? А там, бывает, тоже люди гибнут. Для памяти есть кладбище. Я хожу туда. Но я заранее знаю, куда иду».

Кстати, петербургский писатель и журналист Дмитрий Губин отметил появление первого кенотафа сноубордиста: «В подмосковном горнолыжном местечке Степаново сбоку от леса и почти на самом спуске - могила: с оградой, железным памятничком и даже, кажется, полуоблетевшим венком. Она меня чудовищно злила: и своей фальшивостью (при том, что смерть была настоящей), и тем, что взывала к скорби там, куда я приехал развлекаться».

Мусор на обочинах

Но еще более угнетающее впечатление производят не просто памятники, а забытые памятники: грязные венки, покосившиеся, черные от копоти кресты. И тогда это становится уже мусором, а не памятью. В комитете по благоустройству и дорожному хозяйству нам сообщили, что придорожные поминальники, конечно, нарушают правила благоустройства, но ежедневно обходить обочины и собирать венки невозможно - на это не хватит ни средств, ни персонала.

Начальник отдела ритуальных услуг комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Родькин рассказал корреспонденту «ВП», что это самодеятельность населения: «Но в Петербурге она пока не приняла столь массового характера, как в других регионах. С улиц их убирают муниципалитеты. Внутри города вы венков почти не увидите. На кольцевых - попадаются. Родственников тоже можно понять. Но их будет легче понять, если они будут навещать своих погибших близких на кладбище».

Наверное, правильно. Водители ведь - не утонувшие моряки, о которых известно только место гибели. Но с другой стороны... К сожалению, мы все бываем на кладбищах. И если честно, наши кладбища сами по себе оставляют гнетущее впечатление - неухоженностью, оградами и узкими дорожками и экономией места в целом, когда встать у могилы, не наступив на соседнюю, невозможно. Может, именно это заставляет людей вешать венки вдоль обочин?

Кстати, философы, этологи, этнологи гадают и не могут понять, откуда появился такой менталитет. На Руси ставили кресты вдоль дорог. Но поклонные - для путников, а не поминальные для скорбящих. Хоронили же всегда на кладбищах, поминали в церкви. Сейчас - как будто помешательство. В некоторых регионах вдоль дорог стоят не только кресты и венки, но заборы памятников из камня. А с другой стороны, есть регионы, где обочины без кенотафов... Можно сделать вывод, что все зависит от власти. Где-то, как у нас, спущено на тормозах, и венки зачастую висят даже на правительственных трассах. А где-то решение - венки должны быть на погостах - принято и осуществлено законодательно и исполнительно.

Эпилог

В процессе работы над этим материалом автор опрашивал множество самых разных людей. Но хочется и от себя добавить несколько слов... скорбящим.

Смерть есть. Но дороги - это место для жизни, несмотря на то что многие религии советуют думать о смерти. В их советах - другой смысл, который к венкам не имеет отношения. Увековечить же память дорогого вам человека можно и без них. Никто не запрещает приносить цветы на место гибели. Это лучше, чем пластмассовые венки, которые повесил - и забыл. А еще о близком человеке можно написать книгу, сложить стихотворение, создать фонд его имени, открыть страницу в Интернете. Так его дольше будут помнить. А так только гаишники рассказывают журналистам страшные истории.

Михаил ТЕЛЕХОВ, фото автора

↑ Наверх