Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Из Испании в Санкт-Петербург вокруг мыса Горн

Российской яхте не хватило денег, чтобы совершить кругосветку

В минувшие выходные Петербург пышно встретил океанские яхты - участницы кругосветной гонки «Volvo Ocean Race 2008/2009». Средь бела дня в субботу взметнулись вверх крылья мостов через Большую Неву, небо над Стрелкой Васильевского острова расцветилось фейерверком, а после того, как яхты пришвартовались к причалу Петропавловской крепости, на Заячьем острове два дня шумело разгуляево, организованное «Международным центром фестивалей и праздников» под руководством Марины Фокиной.

Казалось бы, очередная «перемена блюд» на петербургском «пире во время чумы». Вот только покорители океанской стихии такой встречи вполне достойны.

Вокруг света за девять месяцев

Между испанским портом Аликанте, где гонка стартовала 4 октября прошлого года, и Петербургом (точнее, Кронштадтом, где гонка финишировала у Толбухина маяка 27 июня) пролегло 37 тысяч морских миль и более двухсот дней в океане, среди шквального ветра и рева волн.

Маршрут кругосветки, опоясавший земной шар гигантской спиралью, прошел в восточном направлении через одиннадцать портов. Десять этапов, которые надо пройти без захода в порты. И если заключительный этап гонки, от Стокгольма до Петербурга, самый короткий - 450 миль, то пятый, от Циндао до Рио, - 12 500 (!) морских миль. Сорок с лишним дней непрерывного плавания, бешеной скачки по волнам. Да еще при этом приходится огибать легендарный мыс Горн, самую южную точку Южной Америки, где для ветра 6 - 7 баллов - это норма.

Одиннадцать членов команды на небольшой яхте длиной 70 футов (чуть больше 21 метра) неделями не видят ничего, кроме безбрежного океана. О нормальном сне и пище забыть - каждые четыре часа изнуряющая вахта, а в свободное от нее время - прием пищи и сон.

Кстати, о пище. Прошли те времена, когда на время гонки экипажи брали с собой колбасу, пиво и вино. Теперь главный компонент - сублимированные (обезвоженные) высококалорийные пищевые смеси, состоящие главным образом из углеводов. Недостаток витаминов компенсируется таблетками, а клетчатки, необходимой для нормального пищеварения...  слабительным! Насыпал такой смеси в котелок, добавил воды («опресненной, нечистой», как в известной песне) - и каждый свободный член экипажа сам себе кок.

Несмотря на все это, находятся люди, которые готовы сражаться со стихией исключительно ради победы над ней - призовых в этой гонке нет. Зато есть слава победителя. При желании ее можно обратить в звонкую монету, будучи желанным участником во многих коммерческих гонках. А можно через три-четыре года (такова периодичность гонок) уйти в новый девятимесячный рейс, чтобы в очередной раз одержать победу над океанской стихией - и над собой тоже.

Бизнес по-русски

Один из заразившихся океанской кругосветкой - наш земляк Олег Жеребцов, председатель совета директоров известной в Петербурге сети гипермаркетов. Правда, учитывая сравнительно небольшой опыт участия Жеребцова в серьезных парусных гонках, вряд ли его взяли бы в экипаж одной из команд, имеющих уже немалую историю, - гонке уже 35 лет! Ну так за чем дело стало - не возьмут на чужую яхту, надо построить свою! Тем более что это будет российская яхта, российская команда в самой престижной гонке!

Личных средств Олега Жеребцова хватило на то, чтобы построить яхту и набрать экипаж из достаточно крепких профессионалов. Правда, поскольку россиян, имеющих опыт кругосветных гонок, почти нет, Жеребцов в команду набрал иностранцев, и шкипером стал австриец. Несмотря на это, команда называлась «Team Russia» - не только потому, что яхта получила при крещении имя «Косатка», но, возможно, еще и потому, что баковым матросом на ней шел россиянин - естественно, Олег Жеребцов.

Вот только не учел г-н Жеребцов, что «Volvo Ocean Race» - не только романтика «ревущих сороковых» и мыса Горн, но еще и серьезный бизнес, в котором нет мелочей. В результате кораблестроители на выбранной им английской верфи совершили ряд ошибок, вследствие чего яхта оказалась тяжелее запланированного. Выбранный им шкипер Андреас Ханакамп, по мнению самого Жеребцова, не проявил нужных лидерских качеств. Но самое главное - первоначальный бюджет в 13 млн. евро уже перед стартом оказался превышен на четверть, а еще немалые расходы предстояли по ходу гонки - ведь к прибытию яхты в очередной порт надо доставить свыше 25 тонн груза, необходимого для ремонта, обслуживания и пополнения запасов на борту.

Найти спонсора Жеребцову не удалось, так что после третьего этапа «Team Russia» сошла с дистанции. Более того, остатка бюджета не хватило даже на то, чтобы «Косатку» восстановить до соревновательных кондиций - в Санкт-Петербург она вошла вне конкурса, как «корабль сопровождения» регаты.

Следует отдать Олегу Жеребцову должное - он мужественно признал ошибки. И пообещал все свои силы и средства направить на развитие парусного спорта в Санкт-Петербурге. Построить детскую парусную школу, а в перспективе и яхт-клуб.

Кстати

В рамках финиша гонки, прямо на пляже Петропавловской крепости, состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Петербургом в лице губернатора Валентины Матвиенко и Всероссийской федерацией парусного спорта в лице ее президента Дмитрия Зеленина, губернатора Тверской области. После подписания документа Валентина Ивановна публично пообещала всячески содействовать развитию парусного спорта в нашем городе, способствовать открытию новых парусных школ, яхт-клубов, яхтенных стоянок. Значит ли это, что времена, когда лакомые для застройщиков прибрежные участки земли всеми правдами и неправдами отбирались у энтузиастов парусного спорта с попустительства властей предержащих, уходят в прошлое?

Борис ОСЬКИН

Фото автора

Итоговые результаты гонки

Яхта Страна Очки

1. «Ericsson 4»  Швеция  114,5
2. «PUMA Ocean Racing»  США 105,5
3. «Telefonica Blue»  Испания 98,0
4. «Ericsson 3»  Швеция 78,5
5. «Green Dragon»  Китай - Ирландия  67,0
6. «Telefonica Black»  Испания  58,0
7. «Delta Lloyd»  Голландия  41,5
8. «Team Russia»  Россия 10,5

 

↑ Наверх