Газета выходит с октября 1917 года Friday 27 сентября 2024

«Надежда» не хочет в коммуналку

Блокадники, объединившиеся в культурно-просветительский центр, не хотят покидать особняк князя Горчакова на Большой Монетной, 17, где в здании администрации Петроградского района общественная организация занимает две комнаты. И собираются даже обращаться в Страсбургский суд по правам человека.

Особняк защищали и в войну, и в 90-е

«Некоторые из нас - Нина Павловна Травникова, Изабелла Ивановна Зелинская - защищали этот дом в буквальном смысле слова: дежурили в войну, будучи дружинницами, - рассказывает вице-президент «Надежды» Клавдия Васильевна Борщук. - А потом нам пришлось защищать этот дом уже во времена перестроечные, когда здесь обосновалась наша общественная организация».

Клавдия Васильевна вспоминает, как явились в девяностые годы прошлого века на Большую Монетную некие люди с целью снять старинные люстры и дверные ручки - под предлогом реставрации. «Мы подняли на ноги специалистов КГИОП, не дали совершиться расхищению, - вспоминает Клавдия Васильевна. - Так почему же сейчас, после того как «Надежда» прожила здесь почти 20 лет, мы должны покидать ставшие родными для нас стены?»

«Надежда» - организация людей активных, хоть и немолодых. Они, эти элегантные дамы, придумали даже телефон доверия. Ежедневно с 12 до 15 часов по телефону 233-14-52 любой пожилой человек может позвонить в «Надежду» и попросить помощи, просто поговорить.

«Нам важно общение, важно знать, что мы не одиноки», - говорят объединившиеся в эту организацию петербуржцы. Они изучают здесь английский язык, подумывают, что и курсы французского не помешали бы, устраивают автобусные и пешие экскурсии, работают в «Надежде» различные кружки по интересам. Придумали даже «летний пенсионерский лагерь» - для тех, кому некуда или не с кем выехать из города на дачу. Для этих людей продумывается специальная программа - с лекциями, встречами, теми же экскурсиями. Мечтают «надеждинки» и об организации курсов компьютерной грамотности. Так почему, по мнению пенсионерок, над «Надеждой» сгущаются тучи?

Две комнаты на Петроградке - на комнату в труднодоступном месте

Уже шесть лет администрация Петроградского района не оформляет с организацией договор аренды, поэтому коммунальную и арендную плату приходится вносить, привлекая благотворителей, а самим существовать на птичьих правах. Минувшей осенью вообще ситуация стала критической - «Надежде» грозило чуть ли не выселение в никуда, потому что районная администрация хотела использовать помещения - две небольшие комнаты в особняке Горчакова - более рационально. Но вмешались журналисты, да и сами пенсионерки защищали свою «Надежду», поэтому в самых высоких кабинетах было обещано, что общественная организация остается на Большой Монетной, 17, пока не будет построен Дом ветеранов на Тамбовской, 16.

Дом ветеранов торжественно открыли к Дню Победы, и «Надежде» там, как и обещали, помещение предоставили.

«Только это похоже на какую-то коммунальную кухню, - говорит Клавдия Васильевна. - Комнату мы делим еще с двумя общественными организациями - репрессированных граждан и Дворянским собранием. Репрессированные нам сказали, чтобы мы по понедельникам не приходили - это их день, а у дворян - среда. Но наша-то «Надежда» ежедневно работает! И если мы переедем, то телефон доверия придется закрыть».

«Надеждинки» опасаются, что переезд с Большой Монетной будет чреват самоликвидацией общественной организации: невозможно трем организациям пожилых людей ютиться в одной комнате, также очень трудно добираться до Тамбовской, 16, а пока откроют станцию метро «Обводный канал», половина пожилых людей просто перестанет посещать «Надежду» из-за неудобной дороги...

Зато платить не надо

А пока «Надежда» объединяет свыше двух тысяч человек, строит планы на будущее, но опасается равнодушия власти. «Нам не открытки к 9 Мая нужны, - говорит одна из «надеждинок», - у меня этих открыток от городских властей дома целая пачка, нам нужно понимание и душевное тепло».

Между тем в комитете по социальной политике городского правительства ситуацию критичной не считают. «Да, комната одна на три организации,  но это просто рабочая комната, где можно вести прием, держать документацию, - пояснили мне в пресс-службе комитета, - но в распоряжении ветеранов и пожилых целый дом с актовым залом, просторными холлами, кафе, где можно хоть каждый день устраивать чаепития, бильярдной, залом для занятий физкультурой. Все это построено для них, за это не надо платить никакой арендной платы, никаких денег за услуги. Просто надо использовать эти помещения. А вот с телефоном доверия пока действительно проблема, но и ее можно решить».

Власти уже отчитались об открытии Дома ветеранов. Но мы пока не ставим точку в этой истории, прежде всего потому, что «Надежда» очень надеется не покидать обжитую Петроградскую сторону.

Галина АРТЕМЕНКО, фото Андрея РЫСЕВА

 

↑ Наверх