Газета выходит с октября 1917 года Sunday 1 сентября 2024

Постичь очарование японской культуры

Теперь можно в Эрмитаже

На третьем этаже Зимнего дворца, в бывших фрейлинских комнатах, после двадцатилетнего перерыва вновь открылась постоянная экспозиция японского искусства XIII - XIX веков - обновленная и дополненная. Театральные костюмы, самурайские доспехи, оружие, изысканные гравюры эпохи Эдо, предметы чайной церемонии, ширмы - всего 450 экспонатов.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заметил на открытии, что новая экспозиция отражает историю России не меньше, чем историю Японии: «Эрмитажное собрание началось с поездки на Восток цесаревича Николая Александровича, будущего последнего императора России Николая Второго. Поездки, важной для дипломатии и истории, насыщенной, драматичной. Новая экспозиция дополнена вещами, приобретенными Эрмитажем в последние 25 лет. Впервые мы показываем памятники, которые до 1945 года находились в Музее азиатского искусства в Берлине. Над созданием экспозиции работал прежде всего отдел Востока. Я хотел бы обратить ваше внимание и на труд наших дизайнеров, продумавших все до мелочей - от витрин и освещения до оттенков стен».

На открытии было не протолкнуться, будто оказался в метро где-нибудь на «Петроградской» или «Василеостровской» в час пик. В первом зале разгоряченную публику встречали изысканные букеты и заключенные в стеклянные витрины фантастические звери, созданные неизвестным мастером в VIII веке, а в середине XIX столетия привезенные в Россию ученой экспедицией, которой руководил Сергей Ольденбургский. Существа вполне симпатичные, несмотря на устрашающий оскал одного из них, и похожи одновременно на собак бойцовых пород и на драконов.

Во втором зале народ не мог оторваться от самурайского доспеха и полного набора старого, но грозного оружия, поступившего в музей из собрания великого князя Михаила Павловича.

В последнем зале центр притяжения - великолепное кимоно из синего шелка, расшитого золотым узором, раскинувшееся в витрине, будто диковинная птица. Это костюм театра Но. Глядя на кимоно, вспоминаешь слова современного японского модельера Йоджи Ямамото: «Человеческому телу, как и душе, нужно свободное пространство». Кимоно предоставляет свободу движений.

Рядом - набор масок театра Но, каждая из которых отражает ту или иную человеческую эмоцию - гнев, хитрость, грусть, смех. Отдельная витрина отведена для предметов, участвующих в знаменитой чайной церемонии. Никакой показной роскоши и блеска - все предельно скромно, но изысканно. Особенно поражает чайник, датируемый XVII веком. Его форма настолько совершенна и проста, будто он выполнен современными дизайнерами-конструктивистами, последователями Миса ван дер Роэ.

По словам директора Эрмитажа, сейчас идет работа над созданием второй части экспозиции, которая представит японское искусство 1868 - 1920 годов.

Зинаида АРСЕНЬЕВА

Фото Людмилы ВОЛКОВОЙ

Кстати

С 30 июня по 31 июля желающие ознакомиться с эрмитажными временными выставками «Совершенная виктория» (организована к 300-летию Полтавского сражения) и «Прекрасная пришла. Шедевры портрета из Египетского музея в Берлине» могут сделать это в вечернее время, с 18.15 до 20.30.

Входная плата установлена в размере 300 рублей для всех категорий посетителей. Взрослый посетитель может провести с собой бесплатно одного ребенка дошкольного возраста.

Согласитесь, что многих тружеников, прикованных к компьютерам даже летом, порадует возможность посетить музей вечером и посмотреть выставки в сравнительно спокойной обстановке, без давки и толпы туристов, да еще в романтическом призрачном свете белой ночи.

 

 

 

 

 

 

 

↑ Наверх