Газета выходит с октября 1917 года Sunday 1 сентября 2024

Культуру — в массы!

или Серп, молот и лира в одном флаконе

Кинотеатр «Москва» на Старо-Петергофском проспекте уже много лет пустует. Положа руку на сердце, можно смело сказать, что здание, построенное в середине 1930-х годов Лазарем Хидекелем на месте снесенной церкви Святой Екатерины, которую веком ранее возвел Константин Тон, не является украшением проспекта. Но зато фриз этого бывшего храма важнейшего из искусств, каким вождь мирового пролетариата определял кино, - подлинное украшение кинотеатра.

Его автор, скульптор Игорь Крестовский, изобразил практически все виды массовых искусств. В определении «массовое искусство» в данном случае нет ничего принижающего. Оно происходит от лозунга «Культуру - в массы!» и не имеет ничего общего с современным масскультом.

Облокачивающаяся на рояль исполнительница явно поет старинный русский романс, а скрипач самозабвенно играет какое-то классическое произведение. Девочки из хореографического кружка, балерина, художник, чтец, участники ансамбля народных инструментов и другие персонажи - все они призваны показать тягу советского народа к искусству, массовое стремление к культуре и просвещению. Две маски в центральной части фриза, расположенные с двух сторон от фрагмента театральной колонны, символизируют драматическое искусство, ну а киноискусству посвящено все здание.

Но в середине 1930-х вряд ли можно было обойтись без символов власти. Вот и здесь в центре всех искусств есть советский герб. Правда, в весьма оригинальной трактовке. Жница правой рукой прикасается к огромному серпу, а рабочий левую ладонь положил... нет, не на молот, а на колосья пшеницы, связанные в сноп.

К месту вспомнить, что пшеница - это символ богатства, а серп - символ мирного труда. Поэтому соединение их на горельефе, посвященном искусствам, можно трактовать как символ изобилия, тем паче мирный труд и богатство объемлют заключенную в них лиру - музыкальный инструмент, который с давних времен символизирует искусство. Иными словами, свободное и массовое искусство является ядром мирного труда и богатства. В данном случае - богатства скорее духовного, нежели материального.

Ну а как же молот, сугубо мужской инструмент, который издревле символизирует силу и мощь? Без него, конечно, не обошлось. Трогающий пшеничные колосья левой рукой кузнец всенародного счастья правой сжимает молот. И все-таки он в этом контексте вторичен, так же, впрочем, как и находящийся на переднем плане серп. Центральным же и главным символом искусства, как тому и подобает, выступает классическая лира.

Для того чтобы пойти на такую вольную трактовку, в середине 1930-х нужно было обладать не только талантом, но и определенной смелостью. Игорь Всеволодович Крестовский, как видим, обладал и тем и другим.

Алексей ЕРОФЕЕВ, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх