В Царском Селе устроили баню басурманам
На возрождение павильона «Турецкие бани» понадобилось почти 90 млн. рублей и несколько лет кропотливого труда
Павильон «Турецкие бани», созданный по проекту Ивана Монигетти, возродился к жизни. Генеральный директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова считает реставрацию блестящей и полагает, что именно «Турецкие бани» привлекут в эту часть парка, незаслуженно забытую, новый поток посетителей.
Старожилы-пушкинцы помнят, как здесь когда-то была лодочная станция. А собственно решение о реставрации павильона было принято в 2002 году, тогда же еще с Иваном Саутовым рассматривали первые эскизные проекты. Рассчитывали отреставрировать павильон за 15 месяцев. Но работы шли три года. Хорошо, что успели фактически до разгара кризиса... А затянулась реставрация потому, что в подвале павильона были обнаружены разбитые мраморные плиты. Подняли, расчистили, увидели арабскую вязь...
Когда-то сам император Николай Первый выбирал в Царскосельском парке место для строительства «Турецких бань» - павильона, который должен был еще раз напомнить о славе русского оружия. Он фактически перекликается с Чесменской колонной, которая была установлена здесь при Екатерине Великой и напоминала о победе над теми же турками. Почему бани? Есть свидетельства, что турки в христианских церквях устраивали бани, так вот это - павильон для отдыха - было своеобразным ответом недавним врагам: мы в вашей «бане» отдыхать будем, слушать журчание фонтанов, возлежать на диванах, курить кальян и пить кофе! Ведь это мы устроили вам баню в победоносной для русского оружия войне. При этом павильон напоминает мечеть в Адрианополе, его украшают мраморы из парка султанши.
Вот эти самые мраморы, как рассказывает заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт, старше царскосельских памятников - это трофейные турецкие мраморы XVI - XVII веков, причем не все надписи еще прочитаны.
А уже в двадцатом столетии, в Великую Отечественную, снаряд, угодивший в павильон, унес под своей тяжестью мрамор сквозного двустороннего фонтана в подвал, разбив и похоронив мраморный шедевр на долгие десятилетия. Именно процесс бережной реставрации уникальных мраморов и длился целых три года.
Ираида Ботт рассказала еще одну интересную историю. Уже когда был утвержден проект реставрации, в руки музейщиков попала уникальная фотография «Турецких бань» 1860 года. «Если бы получили это фото до начала работ, - сокрушаются в Царском, - тогда бы реставрация была иной. Мы бы сделали так, как на старом фото, тогда павильон просто бы «вырастал» из воды». Но, увы, обратного хода у времени нет.
Галина Артеменко
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов