Газета выходит с октября 1917 года Friday 27 сентября 2024

Вера Ландграф: За свою жизнь я сделала километры ресниц

Наша героиня работает гримером в Театре Комиссаржевской. Сегодня она делится некоторыми секретами своего мастерства

«После того как вы создадите хоть одну роль, вам станет ясно, что значат для артиста парик, борода, костюм, бутафорская вещь, нужные для его сценического образа». Великий Станиславский знал, что говорит.

Тайна перевоплощения выходящего на сцену человека в совершенно иное существо притягательна, опасна и не разгадана. Словно человек преступает границы, за которые ему, смертному, - нельзя. Самые близкие к этому творимому актером чуду кроме режиссера - художник по костюмам и гример. Это почти интимный процесс - нежные женские руки прикасаются к волосам, к лицу, ворожат, на равных с актером участвуя в таинстве.

Волшебные руки Веры Николаевны Ландграф знакомы многим поколениям театральных актеров. В июне исполнилось полвека с того дня, когда молоденькая хрупкая барышня с голубыми глазами и волосами цвета льна переступила порог Театра Комиссаржевской. Когда в театр приняли красивого молодого актера Станислава Ландграфа, нежные руки гримера Верочки пленили его сразу: у них начался роман и очень скоро они поженились.

Корреспондент «Вечёрки» пробралась за кулисы в святая святых театра - гримерку.

Алисе Фрейндлих вплетала косу

- Почему вы выбрали именно эту профессию? Ведь это искусство быстротечное: кончился спектакль, актер смыл грим... И все! Ничего не осталось от вашего труда и вдохновения!

- Я из актерской семьи. Мой дед Николай Алексеевич Григорьев был личным гримером у знаменитого актера Владимира Николаевича Давыдова. И почти ежедневно с чемоданчиком в руках дедушка шел в Александринку. У моих предков была постижерная мастерская - на углу Коломенской и Разъезжей, называлась «Мадам Галина» (по имени моей бабушки). А на втором этаже, над мастерской, была их квартира. Мне от деда остались старинная книжка «Грим», которую я иногда даю любимым мастерам, и старинные чугунные щипцы для завивки и укладки волос - французские, марсельские.

- А почему вы не пошли в актрисы?

- Папа оберегал меня от увлечения сценой, ведь ему было известно, насколько сложна актерская профессия. И все же я оказалась в театре. Мамина знакомая отвела меня в Театр Комедии. Там я показала свои рисунки Николаю Павловичу Акимову. В Комедии тогда работал потрясающий гример Константин Сулимов. У него-то я и училась азам профессии.

А потом я узнала, что в Театре Комиссаржевской проходит конкурс на должность гримера. И я его прошла! Меня взяли ученицей гримера. Заведующая цехом грима была мастерицей с дивными руками - Клавдия Ивановна Лебедева. Она говорила: «Смотри, наблюдай». Я смотрела, как она работает, и училась. Профессиональное крещение у меня было с Алисой Фрейндлих, я ей вплетала косу. А когда выпускали спектакль про Льва Толстого «Возвращение на круги своя», актриса Валентина Чемберг, игравшая Софью Андреевну Толстую - я делала ей прическу, - вдруг сказала Клавдии Ивановне: «А ведь Верка-то лучше тебя парики делает!» Было лестно получить такую похвалу. Тогда грим в театре был очень броским, ярким, утрированным - чтобы было видно из последнего ряда. А меня Сулимов научил делать тонко, легко. И когда в театр пришел новый главный режиссер - Рубен Агамирзян, он стал требовать от гримеров избегать нарочитой театральности, делать более «по-киношному». И я как раз пришлась ко двору.

Немцы подарили резиновые лысины

- В чем-то сегодня стало легче работать?

- Сейчас все можно купить. Накладные ресницы - такие, сякие, черные, фиолетовые, золотые, со стразами... А я вспоминаю, как на спектакле «Смерть Иоанна Грозного» исполнителю главной роли Сергею Алексеевичу Боярскому я простой жженой пробкой «лепила» лицо. Это грим с бликами, светотеневой моделировкой, иначе лицо будет казаться плоским, невыразительным. Не бывает ровного цвета со сцены: грим на лицо накладывается нескольких тонов, иначе лицо получится безжизненным, как маска... Помню, на симпозиуме в Доме кинематографистов в Репине немецкие коллеги делились опытом. Там был очень талантливый гример «Ленфильма» Вадим Халаимов (он работал на «Собачьем сердце» у Владимира Бортко). Вадим тогда сказал: нам бы их инструменты, мы бы вообще чудеса делали. Мне немцы тогда подарили резиновые лысины, и как я была счастлива!

А раньше - три вида пудры у нас было: «Рашель» (мы ее называли Рахиль), белая и розовая. Но качество было потрясающее. И грим наш был очень хороший. Я же за свою жизнь километры ресниц сделала! Шиньонов, кос, наклеек, накладок, париков и проч.

Наш Чехов был блондином

- Внешний образ Чехова долго искали? Трудно было из Станислава Ландграфа сделать Чехова?

- Очень легко. Ну, конечно, посмотрела чеховские портреты и фотографии. Но грима особого не было: борода, усы и его знаменитое пенсне. Я всю жизнь придерживалась девиза «Минимум средств - максимум эффекта». Мы даже парик не стали делать для Станислава Ландграфа, поэтому его Чехов был блондином. И это ничуть не разрушало образ. А вот Свердлов, которого тоже играл Станислав Николаевич, конечно, не мог выйти блондином. Сделала бороду, усы, а волосы ему красила. Но поскольку это не кино и каждый вечер театральный актер должен выходить в новой роли, то я не могла использовать краску (выдвигает ящик туалетного столика, и я вижу пачку копировальной бумаги. - Авт.). А когда Эмма Попова должна была быть огненно-рыжей, волосы ей красили морилкой для пола.

Для другого спектакля я должна была гримировать не только лица, но и тела. Все мужчины очень любили удаляться со мной в душ, где я мазала их морилкой.

Стареют не от грима

- Вера Николаевна, правда ли, что грим портит кожу, что актеры раньше стареют из-за этого?

- Это ерунда. Стареют, увы, не от грима, а от времени, болезней, нервов. Напротив, грим - это своего рода массажик, который помогает держать кожу в тонусе. Раньше, например, мы накладывали тон рукой. Позже появился поролон, мы его использовали, как губку, теперь море всяких спонжиков. А японцы из театра Кабуки по сей день используют традиционную манеру гримирования и сами накладывают себе грим, только руками. И у нас многие актеры хорошо знают свое лицо, умеют подчеркнуть достоинства, завуалировать недостатки. Знают, какие косметические средства им нужны. И раньше были актеры, которые сами делали себе грим, - хотя бы Федор Шаляпин...

- Расскажите немножко о вашем знаменитом муже. Говорят, с актерами сложно жить. А вы прожили много лет. В чем секрет?

- Судьба, наверное, нас свела вместе. Я пришла в театр в 1959 году, а Стасик в 60-м. У нас сразу начался роман, и мы очень быстро поженились. Все говорили, что мы с ним похожи, как брат с сестрой. Но по характеру он человек закрытый, застегнутый на все пуговки. Он не любил тусовок, шумных компаний. В жизни темперамент закрытый, а на сцене наслаждался. Но это уже другая история. Он всю жизнь много работал. Никогда не ныл, не жаловался. 15 сентября Станиславу Николаевичу исполнилось бы семьдесят лет. Но сердце не выдержало. 27 декабря 2006 года его не стало.

- Я недавно переводила статью о знаменитой голливудской художнице по костюмам в кино. Так она сказала, что ее профессия наполовину состоит в... психологии. Ей нужно помочь актеру обрести уверенность, расслабиться...

- Про меня некоторые актеры тоже говорят, что отдыхают в моем кресле...

Беседовала Зинаида АРСЕНЬЕВА

↑ Наверх