Книжные разговоры
Энциклопедия поп-музыкальной жизни
В июне культовый музыкальный критик, теле- и радиоведущий, писатель и киноактер Артемий Троицкий представил в Доме книги свою новую книгу «Poplex», выпущенную издательством «Амфора».
Отчасти это тот самый случай, когда новое - хорошо забытое старое: «энциклопедию поп-музыкальных терминов» «Поп-лексикон» Троицкий написал в 1984 - 1985 годах. По понятным причинам этот капитальный труд тогда не вышел отдельной книгой, зато публиковался в нескольких номерах журнала «Музыкальная жизнь» - в качестве ликбеза для читателей. На рубеже 1980 - 1990-х в Новосибирске некие местные жители выпустили «Поп-лексикон», не известив об этом автора. Это издание хранится в библиотеках меломанов до сих пор, и сейчас Артемий Кивович не держит на предприимчивых сибиряков зла. Узнав, что в зале Дома книги присутствует девушка, которая использовала «нелегальный» «Поп-лексикон» для работы над дипломом, Троицкий отреагировал радостно: «Приветствую пиратство во всех формах!»
Через 20 лет рукопись вынырнула из небытия, обнаружившись в «коматозных» архивах автора, и подверглась значительной переделке. Троицкий считает «Poplex» («кстати, слово придумал я, копирайт!») все-таки новой книгой, а не дополненным переизданием старой. Объем рукописи увеличился вдвое, содержание многих глав пришлось пересмотреть, ведь столько всего изменилось за эти годы. И таких музыкальных направлений, как «tehno» и «house», в 80-е попросту не существовало в природе, и термин «r'n'b» ассоциируется уже не с ритм-н-блюзом, который играли «смачные старые негры вроде Магги Уотерса», и слово «продюсер» означает уже не то, что раньше.
Артемий Кивович говорит, что главное отличие «Poplex» от других книг - то ли минус, то ли плюс - в том, что здесь почти нет свойственных ему «парадоксальных суждений, нападок, наездов». Энциклопедисту положено быть беспристрастным, и единственное, по словам Троицкого, в чем он позволил себе проявить авторскую позицию, - написать подробнее об интересных и близких ему вещах и более сжато - о предметах менее интересных.
Но, рассказывая гостям Дома книги о «Poplex» и о многом другом и отвечая на вопросы, знаменитый журналист был привычно остер на язык.
О русском шансоне
- Раньше я никогда не углублялся в такое явление, как русский шансон. Я провел довольно много времени в Интернете, наслушался этого шансона, узнал много интересного о его исполнителях. На концерты не ходил - на это меня не хватило... кстати, в Википедии, где полно информации о всех остальных музыкальных направлениях (с характерной интонацией. - Прим. «ВП»), раздела «русский шансон», в натуре, вообще нет! Видимо, большинство любителей русского шансона все-таки находятся в местах... удаленных от Интернета. Вскоре мне довелось участвовать в круглом столе на тему «Русский шансон», где были и Вилли Токарев, и другие исполнители этого жанра. Каково же было мое удивление, когда они благоговейно открыли рты! «Вау! Мы ничего этого не знали!» Так что, сам того не желая, я оказался первым аналитиком русского шансона.
О современной российской музыке
- Современная музыка оказалась интересным образом разбита на две категории. Первая, которую я музыкой не считаю, сосредоточилась вокруг телевидения, - это Дима Билан, «Фабрика звезд» и иже с ними. Вторая - это реальная музыка, которую играют на концертах, выкладывают в Интернете и о которой большинство людей даже и не подозревают. Вот Петр Налич - потрясающий парень, но ведь шансов стать широко известным у него было не больше одного на тысячу.
- Как вы думаете, «время колокольчиков» прошло безвозвратно?
- Думаю - прошло. Такого человека, как Башлачев, в русском роке не будет больше никогда. Но в России по-прежнему есть и интересные рок-ребята, и даже интересные рок-старички - те же Шевчук, Гребенщиков.
О премии «Степной волк»
- «Степной волк» учрежден Московским международным открытым книжным фестивалем, музыкальным куратором которого я работаю 4-й год. По-моему, это сейчас единственная наша музыкальная премия, которая вручается не за «раскрученность», а за объективные заслуги.
Вторая церемония вручения премии «Степной волк» прошла в Москве, в Центральном доме художника, уже после петербургской презентации «Poplex» - 14 июня. Среди лауреатов на этот раз оказались Борис Гребенщиков (за книгу «Аэростат»), группы «Ляпис Трубецкой», «Центр», «Мумий Тролль», Александр Ф. Скляр, Алина Орлова.
О работе в кино
- Озвучиваю на «Ленфильме» свою роль в новой комедии Романа Качанова («Псевдоним без героя». - Прим. «ВП»), в которой я снялся вместе с Гошей Куценко и Шнуром и сыграл лидера партии «Любимая Россия».
О медиа-сенсациях
- Что вы думаете о Сьюзен Бойл?
- До чего же тяжела и неказиста, ребята, участь журналиста, который сегодня пишет о музыке! Когда я был молод, мне задавали вопросы о «Led Zeppelin», Джими Хендриксе. А сейчас спрашивают о «Евровидении» и Сьюзен Бойл! Уверен, что вся эта трогательная история с 50-летней золушкой была полностью срежиссирована. И то, что дамочка попала в больницу, - единственная незапланированная часть программы.
О творческих наследниках
- Есть ли у вас ученики, надеетесь ли вы оставить после себя продолжателей своего дела?
- Я шесть лет веду в МГУ на журфаке спецкурс «Музыкальная журналистика». Переизданная только что книга «Я введу вас в мир поп» фактически спродюсирована студентами этого спецкурса: они сделали подборку распечаток моих лекций и материалов круглых столов.
Очевидно, Артемий Кивович всерьез опасается того, что участь его студентов окажется «тяжела и неказиста». Погрустнев, он перевел разговор на положение дел в музыкальной журналистике вообще - посетовал, что изданий мало, те, что есть, исчезают, вспомнил о закрывшемся в январе этого года питерском журнале «FUZZ».
О политической журналистике
- Может, не все знают, что вы еще и политический публицист, автор ряда блестящих статей на острые темы в «Новой газете»...
- О политике я писал все 90-е и половину «нулевых», всю ельцинскую эпоху и первую половину путинской. Потом бросил. Не потому, что убоялся отчаянных ребят с кастетами и бейсбольными битами, - я достаточно беспечный человек. Просто говорить о политике надоело. Потому что народ ситуация, похоже, устраивает, а я не хочу быть «врагом народа».
О возвращении булгаковских героев
- Расскажите о вашем участии в издании романа - продолжения «Мастера и Маргариты».
- Автор «Возвращения Маргариты» Мила Бояджиева - моя старинная подруга. Серьезно заболев, она была прикована к квартире и от скуки начала сочинять романы, всего написала 10 или 12. «Возвращение Маргариты» не захотело брать ни одно издательство, и тогда я обратился к своему знакомому Игорю Захарову с предложением опубликовать книгу на мои деньги. Свою часть прибыли я рассчитывал отдать автору, но ни я, ни Мила Бояджиева до сих пор не получили от издательства «Захаров» ни копейки.
О новой телепрограмме
- Сейчас я веду на телеканале «Style TV» авторскую программу «Профессор Троицкий и товарищ Артем». Она идет с середины мая по пятницам и субботам, снимается у меня дома и немного похожа на «Кафе Обломов». Так что - если сможете изловить у себя в телевизоре этот канал - добро пожаловать!
Хозяйка клуба Анна СУСИД
Метки: Книжный клуб
Важно: Правила перепоста материалов