Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Классику потерли спинку

Как известно, с 15 июня Летний сад закрыт для посетителей, ворота и калитки надежно заперты, а возле них сидят суровые, неприветливые и лишенные чувства юмора охранники. Они хмуро отгоняют от оград тех петербуржцев или гостей, которым захотелось хоть издали, хоть одним глазком полюбоваться на любимый сад, пока он еще не изменил свой привычный и милый облик.

Узнав, что в саду состоится необычное, мы проникли на запретную территорию совершенно хулиганским способом - по-другому не получилось. Пройдясь по пустым аллеям, мы убедились, что пока еще сад не изменился. Вот только появились строительные фургоны, некоторые деревья заколотили в серые дощатые будки, а газоны совсем заросли, став похожими на дикие луга.

Иван Андреевич, такой же импозантный, как обычно, восседал в окружении львов и ягнят на своем постаменте, нисколько не волнуясь из-за предстоящей процедуры. Зато волновались люди вокруг: рабочие приехали первыми и, с неудовольствием оглядев массивную фигуру классика, сделали мрачный вывод, что работать тут придется всю смену. Потом принялись деловито разворачивать шланги, наливать какие-то пенные жидкости в канистры, смешивать и взбалтывать. Сразу же к помывке они приступить не могли - ждали кран, а кран между тем застрял где-то в воротах, что тоже стало поводом для беспокойства.

Воспользовавшись вынужденным простоем, я задала им несколько вопросов.

- Что вы будете делать с памятником?

Константин Иванов (реставратор):

- Сначала вымоем его, очистим поверхность от наслоений грязи, пыли, птичьего помета. Потом надо будет оценить состояние металла, повреждения. А затем покроем защитным восковым составом.

- Это длительная работа?

- Это на один день. Сложности в том, что нам надо работать на высоте, обычно работает бригада из трех человек, думаю, что мы управимся, хотя видно, что Крылова давно не мыли, а может быть, даже не мыли никогда.

Наконец кран смог подъехать к памятнику - не повредив кусты благодаря хитроумной операции: строители, вооружившись длинными досками, придерживали ими ветки сирени, пока под ними проезжала машина. Все было проделано мастерски, и не пострадали ни сирень, ни строители. Рабочие-реставраторы завершили последние приготовления, прикрутили краны, провели шланги, а наш сотрудник стал жертвой технических неполадок: сорвало кран с водой, и работавшая неподалеку фотокор «Вечёрки» приняла утренний душ раньше, чем Крылов. Но и это не помешало ей забраться в люльку подъемного крана, чтобы вместе с реставратором подняться наверх. Оттуда она могла следить за процессом «головомойки» классика. Нам с земли тоже было неплохо видно, как реставратор намыливал шею Ивану Андреевичу, а потом заботливо тер спинку. Следя за процессом, мы разговорились с начальником отдела службы по текущему уходу за памятниками Юлией Логиновой.

- Скажите, а давно существует ваша служба по мытью памятников?

- Всего около года. В Европе давно уже есть службы по уходу за памятниками, а у нас мы первые.

- Вы применяете европейские технологии?

- Нет, у нас разработан свой способ мытья.

- Когда памятник Крылову будет вымыт, что с ним сделают? Ведь сад закрыт, посетителей нет, так зачем же мыть памятник?

- Потом памятник будет закрыт - зашит досками. А если его закрыть грязным и оставить так на три года, то возможны необратимые повреждения, коррозия металла и даже плесень, ведь у нас сырой город. А не закрывать тоже нельзя, ведь тут будут идти строительные работы и памятник могут повредить.

Полюбовавшись на отмытый от многолетней грязи и пыли памятник Ивану Андреевичу Крылову, мы прошлись по любимым местам Летнего сада в последний раз. Ведь через три года, когда он будет открыт, это станет совсем другой, незнакомый сад. И стало грустно...

Виктория АМИНОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх