Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Кредиты против секонд-хенда

Около 15 тысяч авто приобрели за три месяца граждане России в рамках программы льготного кредитования покупки машин отечественной сборки. По предварительным подсчетам, это около 5% всех купленных легковушек

Если дело и дальше так пойдет, к концу года не удастся продать даже трети запланированных автомобилей. И можно будет смело говорить, что государственная программа поддержки отрасли за счет льготного кредитования благополучно провалилась. Хотелось же, как известно, реализовать таким образом хотя бы 150 тысяч машин. И это-то было каплей в море, если учесть, что в 2008 году в России приобрели на порядок больше автомобилей отечественной сборки.

Поняв, что надежды рушатся, Министерство промышленности и торговли срочно предложило пересмотреть критерии льготного кредитования. Поднять предельную стоимость моделей, допускаемых к участию в программе, с 350 до 600 тыс. рублей, снизить первый взнос с 30 до 15% общей суммы и разрешить продавать по программе автомобили, собираемые на территории России из крупных узлов, вне режима промсборки.

Говорили же вам...

В общем, произошло то, что все время случается в последнее время с нашими государственными программами: корректировка в соответствии с теми принципами, которые изначально предлагало бизнес-сообщество. Когда специалисты говорят нашим чиновникам: тот или иной закон или программа работать не будут, - и объясняют почему, им не верят. Так было, к примеру, с законом о долевом участии в строительстве. Застройщики твердили: по нему никто работать не будет. Не вняли. Закон не работает, отрасль лишилась источника средств. Теперь думают, как бы его скорректировать. То же самое произошло с введением запретительных таможенных пошлин на круглый лес. Лесопромышленники объясняли: нельзя этого делать, пока внутри страны нет собственной перерабатывающей базы. Не послушали. Слава богу, кризис подоспел, так на него, оказалось, можно свалить вину за то, что пришлось введение пошлин приостанавливать. На деле специалистам известно: отрасль начала сыпаться раньше, поскольку опять же лишилась источников финансирования.

С автокредитами было то же самое. Эксперты наперебой пытались объяснить: под предъявляемые требования не подходят практически никакие машины, кроме автовазовских. А на те народ и в кредит не пересядет. Будет просто расти рынок подержанных автомобилей иностранного производства.

Что же касается тех собираемых в России иномарок, которые под требования программы все же подпадают, таких машин у дилеров нет физически. Поскольку 350 тысяч - это базовая комплектация, которую выпускают в мизерном объеме.

Так и вышло. По итогам первых трех месяцев работы программы 90% приобретенных по льготе машин - «Лада». Но 14 тысяч машин для главного российского автомобильного предприятия - не спасение. У него одних долгов на 40 миллиардов. При этом продажи самых ходовых в стране вазовских моделей за время действия льготного кредитования не возросли, а упали.

Два месяца назад Федеральная антимонопольная служба поинтересовалась у Минпромторга: почему в льготный список не вошли некоторые автомобили отечественной сборки стоимостью около 500 - 600 тыс. рублей (а некоторые - попали)? И почему в нем нет машин, собираемых в Калининграде и Таганроге, когда это самые крупные производители иномарок? Тогда в министерстве долго изобретали объяснения, а потом просто отругали коллег за то, что те смеют обсуждать уже принятое решение. Теперь Минпромторг предлагает сделать как раз то, против чего в марте так яростно возражал.

С одной стороны... С другой стороны...

Поможет ли это? С одной стороны, 500 - 600 тыс. - это как раз наиболее популярная в настоящий момент сумма автокредита, если судить по данным банков. Предпочтение потребителей явно сдвигается в сторону более дешевых марок. Если учесть, что после повышения верхней границы под программу льготного кредитования подпадет ряд иномарок, производимых в России («Volkswagen Polo», «Skoda Octavia», «Hyundai Accent», «Chevrolet Lacetti», «Chevrolet Cruze», возможно, что «Ford Mondeo» и «Volkswagen Jetta»), интерес у покупателей может и повыситься.

С другой... Автокредитование в России упало почти ниже плинтуса. По сообщениям дилеров, если в начале года доля «кредитных» автомобилей составляла 40%, то теперь только около пятнадцати. То есть в месяц выдается около 20 тысяч кредитов. Это по всей стране!

При этом автоконцерны в союзе с крупнейшими банками предлагают собственные программы, практически совпадающие с государственной. Иногда и более выгодные.

Кто на старенького?

На нашем рынке остается еще приличное количество подержанных иномарок. Как отметил в одном из своих выступлений министр промышленности и торговли Виктор Христенко, дилеры в конце 2008 года в ожидании объявленного повышения пошлин ввезли в страну столько старых машин, что до сих пор еще их не продали. Аналитики говорят: эти запасы в ближайший месяц будут исчерпаны. Но пока они еще имеются.

К тому же за последние пять лет в России продано около 10 миллионов новых автомобилей. Они еще в приличном состоянии, но уже подходит время их менять. Эти машины скоро поступят на рынок. Может быть, не в таком количестве, как до кризиса, но все равно люди, привыкшие ездить на новых дорогих импортных машинах, будут их менять. Кстати, продажи машин премиум-класса, по данным дилеров, не падают.

Так что у рынка подержанных машин есть неплохие перспективы. Подсчитано, что в стране можно ежегодно продавать около 15 миллионов старых автомобилей в год вместо 6 миллионов сегодня. Это уже поняли дилеры. Раз сбыт новых машин падает, они начали переключаться на старые. Продажи их почти не уменьшились, а цены (особенно за счет всякого рода скидок) даже упали.

Но старые автомобили не продаются в долг. И на общем рынке автотехники становятся конкурентами автокредитованию. В том числе государственному.

Впрочем, новые инициативы Минпромторга пока еще не получили одобрения Минфина и Минэкономразвития. Там, похоже, все еще надеются таким путем вытащить ВАЗ. Хотя, может быть, просто понимают: хотели как лучше...

А пока Россия в мае утратила положение самого крупного рынка Европы. Теперь она только пятая. Впереди Германия, Франция, Италия и Великобритания. Также пятой наша страна стала по итогам пяти месяцев. Стало быть, и интерес к ней у автопроизводителей будет падать.

Юрий Звягин

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх