Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

«Это мой институт, я все равно буду здесь учиться!!!»

С майских праздников и до середины июля на Моховой улице перед актерским корпусом почти круглосуточно дежурит пестрая толпа абитуриентов

Корреспондент «Вечёрки», сама когда-то учившаяся в этих стенах, побывала на вступительных экзаменах, чтобы вновь пережить волнение и надежду.

Общеизвестно, что самый большой конкурс всегда был и остается в театральные вузы. В нашем городе он один - Санкт-Петербургская академия театрального искусства. С майских праздников и до середины июля на Моховой улице перед актерским корпусом почти круглосуточно дежурит толпа абитуриентов.

Раньше это был настоящий табор: люди сидели на чемоданах и на земле, кто-то - уткнувшись в книжку, кто-то нервно бубнил стихи, кто-то бренчал на гитаре, пели, спорили, молчали, плакали, смеялись. Гламурные длинноногие красавицы в сногсшибательных нарядах устраивали показ мод. В этом году стало поспокойнее: академии наконец удалось организовать стихийную толпу и навести какую-то дисциплину. Теперь желающие посвятить себя служению Мельпомене приходят строго по записи к назначенному времени и сидят на мраморных ступенях лестницы под бдительным присмотром строгих охранников, никого не пропускающих в заветные стены, даже в уборную.

Спивак или Праудин - не важно, лишь бы попасть

Абитуриенты сперва приняли меня доброжелательно, подробно, как своей, объяснили, что ждут первого тура у Анатолия Праудина, а те, что сидят напротив, - консультации у Семена Спивака. Впрочем, те, кто сегодня идет к Спиваку, вчера «пролетели» у Праудина, а «спиваковцы» завтра собираются попытать счастья у Праудина. Поступающим в академию, как правило, не так важно, у какого мастера учиться, важнее просто попасть в эти стены. Им кажется, что они вытащат самый счастливый билет в своей жизни, если тем или иным способом проникнут туда - за будку охранника, за вертушку, отделяющую небожителей - студентов от простых смертных - абитуры. Помню, до ремонта в женской уборной на стене красовалась страстная и отчаянная надпись: «Это мой институт, я все равно буду здесь учиться!!!»

Когда абитуриенты выяснили, что я не товарищ по несчастью, а журналистка из газеты, то некоторые демонстративно отвернулись, уткнувшись в книжки и ноты, а кто-то, наоборот, стал навязчиво лезть в объектив фотоаппарата и поближе к диктофону, польщенный, что слава пришла к ним еще до поступления в этот вуз, который многие путают с «Фабрикой звезд». В скобках замечу: наблюдения показали - во второй тур прошли те, кто готовился, а не те, кто стремился быть запечатленным фотокором.

Я попыталась выяснить, что же представляют собой молодые люди, желающие стать актерами. Многие заявили, что идут в Театральную академию потому, что не хотят работать бухгалтерами и менеджерами, как пели на «Фабрике звезд»: «Даже маленькие дети это поняли уже: лучше песни петь на сцене, чем работать в гараже». Еще молодые люди стремятся на сцену потому, что хотят выразить свои, еще им самим не совсем ясные творческие замыслы. Почти все уверены в себе и уже видят себя студентами.

Душа рвется на сцену

Особенно яркое впечатление осталось от беседы с энергичной 17-летней Полиной, жонглировавшей теннисными шариками у дверей академии.

- Полина, почему ты идешь в театральный?

- Душа рвется!

- А куда она у тебя рвется?

- На сцену! Я хочу посвятить себя искусству.

- А какой у тебя любимый театр?

- Большой.

- Большой? Тогда почему ты выбрала не балет?

- Ну, я хотела сказать Александринский, он же большой.

- А любимая актриса или актер у тебя есть?

- Мой идеал - Мария Миронова, хочу ей подражать.

- А что, по-твоему, главное для актрисы?

- Внешность и талант. Талант определяется через характер: если рвешься на сцену, очень хочешь этого, то все получится.

- А ты пьесы какие-нибудь читаешь?

- Пока нет. Буду читать, когда поступлю. Я считаю, что пока что мне некуда торопиться, поступлю в академию, и там меня всему научат.

- А ты знаешь, кто такая Вера Комиссаржевская?

- Актриса.

- А Всеволод Мейерхольд?

- Актер!

- А Станиславский?

- Ну кто же его не знает, он создал свою систему. А какой театр он создал, я не знаю.

На все остальные вопросы абитуриентка отвечала смехом, нисколько не смущаясь своего невежества, уверенная, что за четыре года в академии ее научат всему.

Там же, на ступеньках, я подслушала такой диалог абитуриенток. Одна девушка говорит другой, показывая на мальчика:

- Посмотри, как он похож на Есенина!

Вторая:

- Да нет, он совсем не похож на Безрукова.

Но, справедливости ради, надо отметить, что, кроме Полины, все остальные опрашиваемые знали, что Мейерхольд - режиссер, Станиславский создал МХТ, а Безруков и Есенин - не одно и то же лицо.

Счастливцы и несчастливцы

Анатолий Аркадьевич Праудин - серьезный режиссер и педагог, к набору студентов относится ответственно и каждую десятку прослушивает почти по два часа. Из-за черной двери, под которой мы подслушивали, то и дело доносились топот пляшущих ног и музыка. Играли абитуриенты, демонстрируя свои таланты, и, надо сказать, играли прекрасно. Когда двери открылись, то ребята вышли оттуда оживленные, с одухотворенными лицами и горящими глазами. Они еще переживали этот двухчасовой творческий выплеск и не думали о том, что лишь некоторые из них выдержали испытание. Кто-то был доволен своим выступлением, кто-то нет, но все искренне хвалили друг друга. Вышедшая с листочком в руках секретарь прервала это братание. В повисшей тишине она произнесла только четыре фамилии. Четверо счастливцев зашли обратно в аудиторию, и за ними закрыли дверь, а шестеро провалившихся поспешили уйти, пряча глаза. Но можно не сомневаться, что они придут завтра и послезавтра, чтобы снова попытать счастья. А сегодняшним счастливчикам, прошедшим испытание, педагог дала задание на следующий тур. Они изо всех сил пытались сосредоточиться, но по их ошеломленным от радости лицам было ясно, что собраться с мыслями сейчас они не в силах.

Анатолий Праудин - занятой человек, поэтому по академии передвигается бегом, мы с диктофоном и фотоаппаратом бежали за ним следом по лестнице, чтобы, пока не начался просмотр очередной десятки, успеть выведать секрет: почему одни проходят на следующий тур, а другие нет.

- Когда перед вами абитуриенты, на что вы смотрите?

- На них смотрю.

- А что такое вы видите, из-за чего одни проходят, а другие нет?

- Педагоги делают рентген в разных ракурсах и выявляют, есть ли у человека обаяние или нет обаяния, есть энергия или нет энергии, подвижная природа или нет - все слагаемые актера.

- А это можно увидеть на экзамене?

- Да, для того и существует несколько туров, чтобы исключить ошибку.

- Эти ребята, которые поступают сегодня, кажутся вам интересными?

- Да, конечно.

Вместе с поступающими мы провели в Театральной академии почти весь день, нервничали почти так же, как они, и под конец чувствовали себя опустошенными и уставшими. На своем опыте мы убедились, что поступать на актерский факультет трудно и очень волнующе. Но это не останавливает девушек и юношей, которые готовы из года в год штурмовать неприступные двери Академии театрального искусства. И что уж их туда манит - не столь важно в сравнении с их упорством и пылом.

Виктория АМИНОВА, фото автора

↑ Наверх