Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Пять лет вам спотыкаться!

Несмотря на устные распоряжения властей города убрать громоздкие рекламные конструкции, перегораживающие и без того неширокие тротуары Северной столицы, лавировать меж афишными тумбами пешеходам придется до 2013 года. Пока у одного из монополистов, лидера рынка наружной рекламы, не завершится договор на размещение около трех тысяч принадлежащих ему рекламоносителей.

Прибыль из каждого клочка земли и неба

Чтобы бегло и в то же время всеобъемлюще получить представление о том, что происходит сегодня в архитектурном ландшафте Петербурга, есть смысл проделать такой маршрут: выйти на станции метро «Чернышевская», повернуть направо и остановиться на бульваре - на пересечении проспекта Чернышевского и Фурштатской улицы. На одном углу перед вами предстанет образчик мансардного строительства - несоразмерная зеленая нашлепка на здании, некогда бывшем церковью. На другом - вы увидите красно-белые палатки, разбитые прямо на тротуарах. Это угловой ресторанчик японской кухни - он неожиданно прирос дополнительными конструкциями сразу и на проспекте Чернышевского, и на Фурштатской. Последняя сейчас на реконструкции - вся в траншеях, в дорожной технике. Прохожие перепрыгивают с одного дощатого мостка на другой, а тут новое препятствие.

- Негде теперь с коляской пройти, - возмущается бабушка, вышедшая погулять с младенцем. - Все перерыто, перегорожено, всюду тумбы с рекламой, теперь эти тамбуры понагородили.

Бабушка не владеет терминологией. Принятое ею за тамбуры называется летним кафе с выносными столиками, объектом мелкорозничной торговли некапитального характера. Так подобные объекты звучат в определении комитета по управлению городским имуществом. Летнее кафе извлекает прибыль из тротуара в короткий сезон белых ночей. Строители мансарды извлекают прибыль из атмосферного пространства над старым зданием. Ни один клочок земли и неба не должен пропасть. Такова идеология освоения городской среды бизнесом. Бабушкам с колясками, ценителям петербургской старины и просто спотыкающимся пешеходам придется стиснуть зубы и терпеть архитектурно-ландшафтную политику города, идущую на поводу у бизнеса.

Пять лет без права задавать вопросы

Впрочем, какое-то время назад перегораживающими тротуары громоздкими афишными тумбами возмутилась даже губернатор города Валентина Матвиенко. Распорядилась: убрать! Действительно, после этого было демонтировано около 300 рекламоносителей. Но кампания очистки тротуаров имела крайне недлительный характер. По-прежнему тумбы стоят барьерами на пути пешеходов на Суворовском проспекте, на Большом проспекте Петроградской стороны, на Боткинской улице - перечень можно продолжать. Сколько раз сообщала пресса города о тумбе на площади Льва Толстого, из-за которой пешеходам приходится идти по проезжей части - толку от этих тревожных сигналов никакого.

Характерная ситуация складывается. Всегда предполагалось, что дело прессы - оперативно поднять проблему. А дело чиновников - оперативно отреагировать на выступления прессы. Теперь чиновники по каждому частному случаю требуют официального запроса от редакции - и начинается типичная бюрократическая волокита. На запрос приходит ответ со ссылками на нормы и постановления. Из расплывчатого ответа следует, что все у нас в городе делается в строгом соответствии с законом. По тем же тумбам - ведь каждая прошла надлежащее согласование в КБДХ, КГА, КГИОП, КУГИ и прочих аббревиатурах. И вообще: окончательное разрешение на установку рекламоносителя дается комитетом по печати Смольного - городской администрации, возглавляемой губернатором. Разрешение выдается на 5 лет. Замкнутый круг.

Добиться конкретики трудно. Допустим, запрашиваешь у чиновников, сколько стоит аренда места под тумбу и какую прибыль приносят городу эти рекламоносители. Отвечают: арендная плата устанавливается в соответствии с тарифами, а прибыль от тумб невозможно выделить из общего объема собираемых средств. И вообще как-то нервно реагируют. Предупреждают, что «разрешение на публикацию информации можно получить только после согласования конечного материала (статьи, заметки, новости и пр.)» с Городским центром размещения рекламы. Как будто наружная реклама и все, что с ней связано, - это есть великая тайна.

Депрессивная территория

Обозреть афишные тумбы можно, разумеется, и без комментариев со стороны Городского центра размещения рекламы. Чем заполнены рекламоносители? Наполовину тем, что называется социальной рекламой, - плакатами социальных акций и анонсами городских событий. Наполовину коммерческой информацией. Бросается в глаза: анонсы городских событий висят чуть ли не по две недели после того, как событие прошло. «Коммерческие» тумбы нередко заняты городскими картинками - рекламными постерами самих рекламных агентств. На Большом проспекте Петроградской стороны довелось увидеть и такую картинку: прозрачный рекламоноситель. Он сильно смущал пешеходов, так и норовящих врезаться в этот стеклянный барьер посреди тротуара.

Кризис - объем наружной рекламы упал приблизительно на треть. Сейчас городу просто не нужно то количество тумб, которое нагорожено. Для рекламы тротуары - депрессивная территория. 

Показательно: только что власти города объявили о намерении провести открытый конкурс на право установки и эксплуатации почти 900 павильонов ожидания общественного транспорта, совмещенных с рекламными конструкциями. Операторы петербургского рынка наружной рекламы тотчас назвали этот проект инвестиционно непривлекательным. Заполняемость конструкций в условиях кризиса упала. При нынешнем объеме рекламы затраты на установку павильонов смогут окупиться только за 10 - 15 лет, а по закону «О рекламе» срок договора на установку и эксплуатацию павильонов не может превышать пяти лет. Короче, сейчас рекламщикам не нужны новые конструкции на улицах города. Зачем же администрация усиленно продавливает проект?..

Из имеющихся ныне тумб - их несколько тысяч - львиная доля принадлежит одному оператору рекламного рынка. В 2013 году у этого монополиста завершается договор на размещение около трех тысяч принадлежащих ему рекламоносителей. А до этого времени пешеходам придется лишь удивляться пренебрежению их интересами и - терпеть.

Алла РЕПИНА, фото автора

↑ Наверх