Единовременное пособие аферистам
Жулики придумывают все новые способы отъема денег у стариков
Блокадницу Марию Ивановну Суворову вчера утром разбудил звонок. Приятный женский голос представился: «Ирина Алексеевна Тихомирова, сотрудник Пенсионного фонда. Вы получили уведомление?» Услышав отрицательный ответ, сотрудница радостно сообщила пенсионерке новость: Марии Ивановне, как человеку, достигшему 80 лет, положена единовременная выплата за ущерб, нанесенный ее здоровью во время войны. И назвала огромную сумму - более трехсот тысяч рублей.

Правда, чтобы получить такую компенсацию, «нужно сегодня срочно приехать на проспект Энгельса, 73, в кабинет № 5, подать заявку и заплатить с этой суммы налог». На вопрос, почему именно сегодня, женщина получила обоснованный ответ:
«7 июля - последний день, когда мы обслуживаем блокадников и ветеранов Невского района, а 10 июля - последняя дата выплаты единовременного пособия». Ох как расстроилась Мария Ивановна! «Я не могу, у меня ноги больные», - запричитала блокадница. «Ничего, мы можем привезти вам компенсацию на дом, только надо подготовить документы и деньги», - ласково проворковала Ирина Алексеевна в трубку. А затем продолжила выпытывать: «А сколько у вас личных денег?» - «Сейчас сосчитаю», - растерялась пенсионерка и пошла доставать деньги из секретера. А «сотрудница» Пенсионного фонда все это время «висела» на телефоне. Денег оказалось ровно пять тысяч, и, возможно, их хватило бы на то, чтобы заплатить налог, да вот документов - паспорта, пенсионного удостоверения, страхового свидетельства - у блокадницы не было, они находились у сына, который должен был получить за нее пенсию... «Ищите документы, а мы вам перезвоним через некоторое время», - сказала Ирина Алексеевна, потеряв терпение.
«Я знала о том, что большие компенсации получают узники фашистских лагерей, - рассказывает нам Мария Ивановна. - И подумала: хорошо, что государство начало помогать тем, кто пережил ужасы блокады...»
Словом, Мария Ивановна Суворова засуетилась, позвонила сыну, но он был в местной командировке.
На всякий случай стала звонить по указанным телефонам (они-таки оказались телефонами отделения Пенсионного фонда), но там включался автоответчик. «Работающие граждане должны пройти регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования и получить страховое свидетельство у работодателя...» - говорил электронный оператор. Тут до Марии Ивановны дошло, что ее нагло обманывают.
Мария Ивановна вспомнила, как совсем недавно в похожую ситуацию попала ее соседка - вдова полковника. Ей звонили из военкомата и тоже предлагали принести какую-то компенсацию на дом. После звонка в военкомат выяснилось, что это - очередная афера. На память пришел случай, прогремевший на всю страну, когда под предлогом обмена денег был обманут Герой Советского Союза, отдавший всю наличность, находящуюся в квартире, да в придачу снял деньги со сберкнижки - речь шла о нескольких миллионах.
И блокадница решила позвонить в милицию, а затем - в «Вечёрку», чтобы газета предупредила доверчивых граждан о новой афере подлых людей.
«Вечёрка» связалась с отделением Пенсионного фонда, где ей сообщили, что такой сотрудницы - Ирины Алексеевны Тихомировой - у них нет. Более того, никаких единовременных выплат «за ущерб во время войны» они не начисляют. «Наши работники по квартирам не ходят и деньги не выдают, - заявила руководитель пресс-службы ОПФР по СПб и ЛО Анна Батулина. - Если мы и начисляем пособия, компенсации, то их можно получить только по месту выдачи пенсии - на почте или в Сбербанке».
«Последние полтора-два года подобные звонки участились, - подытожила Анна Батулина. - Некоторые звонят и возмущенно требуют: где мои деньги? А кто-то пытается проверить полученную «информацию»: например, правда ли, что выдаются президентские подарки, или не пересчитывают ли льготы пенсионерам и т. д. Приходится разъяснять, что в данном случае их обманывают».
Возникает вопрос. Каким образом попадают в руки аферистов базы данных ветеранов и блокадников с их телефонами и адресами, которые они «прочесывают» чуть ли не ежедневно? Почему никто не может перекрыть к ним доступ? Почему, наконец, власти индифферентно взирают на то, как грабят тех, у кого война отняла здоровье и поломала судьбы? На эти вопросы хотелось бы получить ответ.
Людмила ПАНАРИНА, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
Важно: Правила перепоста материалов