Вячеслав Самодуров: Люблю, когда движение тела читается как движение мысли
Известный балетный артист, в прошлом солист МариИнки, вернулся в Петербург. Но уже как фотограф
Он уехал почти уже десятилетие назад - куда? зачем? На первый вопрос ответить просто: сперва в 2000-м мариинский премьер Самодуров был принят солистом в Национальный балет Нидерландов, а три сезона спустя перелетел на сцену лондонского «Ковент-Гардена». На вопрос же о мотивах перемещений Слава отвечает коротко: «Жажда перемен...»
Перемены действительно произошли. Он остался танцовщиком, но сделался еще и хореографом. В Петербург же сейчас прибыл не в первом своем качестве и не во втором. А в третьем: на Васильевском острове, на 6-й линии, располагается художественная галерея Ивана Славинского, и там только что открылась выставка фоторабот Вячеслава Самодурова с довольно-таки забористым названием «APХиBODySHOp». Прочитав эти слова, одна посетительница вернисажа недоуменно пробормотала: «Body shop? Покупка... тела?..»
Нет, нет... ничего такого. У «шопа» есть и еще одно значение: «мастерская». В данном случае подразумевается мастерская художественная. Что интересно, не скульптурная мастерская, а архитектурная: второе название выставки - «Архитектура тела». Слава видит человека глазом строителя, можно даже сказать - конструктора, механика (у нас похожее уже было, в 20-е, - знаменитая мейерхольдовская «биомеханика»). Судя по размещенным на выставке фотографиям, автор трактует человеческое тело - все равно, мужское или женское, - как машину для производства прекрасного.
- Снимать я начал шесть лет назад. Я люблю танцевать, но артист, танцовщик - это лишь интерпретатор. Чужих текстов, чужих идей. А мне хотелось сделать что-то совсем свое, с самого начала. Я думаю, что фотография вообще должна быть близка людям балета потому, что, когда танцуешь, видишь себя как бы глазами зала - как двухмерный объект. Думаешь о линиях. Я люблю фотографировать танцовщиков - их умное, интеллектуальное тело. Люблю, когда движение тела читается как движение мысли.
Всего выставлено тридцать работ, сгруппированных в циклы. На одной стенке - ряд снимков, где главенствует спина. Мужская, мускулистая. Странным образом мы угадываем здесь автопортрет фотохудожника.
Рядом со снимками, фиксирующими ритмы человеческой телесности, есть несколько совсем безлюдных - не «архитектура тела», а просто архитектура. Жесткая архитектура, каменная и железная.
- Я специально поставил рядом с хореографическими сюжетами серию урбанистическую. Это Чикаго, хайвэй. Поезд не виден, но динамику рождают световые блики. И в снимках танца, и в снимках архитектуры мне важно дать посредством плоской фотографии ощущение движения...
А это что? Что-то черное, нарочито растопыренное, чуть не четвероногое. Но с человеческим, женским лицом. И тугая косичка, в найденном автором ракурсе прочитывающаяся как хвостик.
Следует комментарий:
- Это Таин Серрано, лондонская модель, афробразильянка двухметрового роста. Необычайно эффектная, эпатажная, потрясающая фигура...
- Поза срежиссирована вами?
- Я в этом смысле немножко диктатор...
Блудный сын мариинского балета, Вячеслав Самодуров родимую обитель все же посетил.
- Ходил на премьеру «Шурале». Мне понравилось. Наверное, я бы получил удовольствие, если б вышел в этом спектакле. Знаете, меня спектакль тронул - не потому даже, что я танцевал детский танец из этого балета еще в школе...
Марианна ДИМАНТ
Важно: Правила перепоста материалов