Газета выходит с октября 1917 года Friday 27 сентября 2024

Засекреченная графиня

В доме Пиковой дамы сегодня лечатся милиционеры

Продолжаем рассказ об адресах известных литературных героев. Сегодня наши корреспонденты отправляются по следам Пиковой дамы.

На Малой Морской улице, в доме № 10, где когда-то жила легендарная княгиня Голицына, ставшая прототипом Пиковой дамы, оказалось казенное заведение. А именно - поликлиника № 1 МСЧ ГУВД. Я вошла робея, ведь сотрудники органов известны мне лишь по сериалам о ментах.

Внутри помещение поразило в первую очередь захватывающей красотой лестниц, потолков, люстр, лепнины, завораживающей перспективой залов. А во вторую - убогостью полинявших стен, осыпающихся жалких интерьеров, отсылающих память отнюдь не к блестящим балам пушкинской эпохи, а к тоске советских казенных заведений. Казалось, что далекое и близкое прошлое законсервированы в этих стенах, а настоящее сюда не проникает, только один глянцевый листик рекламы с загорелой девушкой... В тесных коридорчиках под выцветшими плакатами понуро сидели посетители. Сначала мне показалось, что разговаривать о Пушкине и «Пиковой даме» с людьми, у которых такие серые и сосредоточенные лица, как-то неделикатно. Наконец я все же решилась и, выбрав самую здоровую на вид посетительницу, спросила, знает ли она, с каким литературным персонажем связано это здание. Женщина этого не знала, а узнав от меня, очень удивилась и поспешила поделиться новостью с медсестрой. На что медсестра ответила, что ей прекрасно известно и про Голицыну, и про Пиковую даму. Обрадовавшись, я освоилась и решила попросить медсестру рассказать, что же именно она знает и из какого источника, но медработник неожиданно отказалась и сбежала от диктофона, как от нацеленного на нее оружия, будто я требовала от нее выдать военную тайну.

Я посетила несколько кабинетов, оторвала от работы нескольких врачей - и не зря: оказалось, все они прекрасно знают историю здания и Пушкина читали, однако говорить об этом с прессой не могут... без разрешения заведующей. Так что назвать по именам засекреченный медперсонал поликлиники № 1 я не могу, но, заверяю вас, и врачи, и медсестры читают классическую литературу, в чем очень приятно было убедиться. Что же такое известно заведующей, о чем не знал Александр Сергеевич, осталось загадкой. Да, много тайн унесла с собою старая графиня...

Войдя во вкус, я решила выловить хотя бы одного грамотного посетителя. Подходила к очереди, ожидающей приема, задавала свой вопрос, и тут пациенты оживлялись, лица их розовели, они начинали переглядываться, совещаться, как игроки «Что? Где? Когда?», но верного ответа я так и не получила. Уже на выходе заметила невысокую худенькую женщину, решительно шагавшую к двери, остановила ее, бросившись наперерез, и задала свой сокровенный вопрос. Вместо ответа женщина строго переспросила название газеты, взяла в руки мое удостоверение, тщательно с ним ознакомилась и только потом ответила, что здесь жила Наталья Голицына, прототип пушкинской Пиковой дамы. Моему восторгу не было предела, радостно поблагодарив посетительницу-эрудитку, я попросила ее представиться.

- Наталья, следователь, - сухо ответила она.

Стало понятно, почему, прежде чем дать ответ, она подвергла меня допросу. Что ж, грозная тень Пиковой дамы, как видно, не покинула это здание и по сей день - иначе как объяснить чрезмерную осторожность в общении с прессой даже при ответе на такой невинный вопрос? А ведь люди здесь работают и даже не подозревают, что «гений места» - это не просто слова.

Справка

Дом номер № 10 на углу Малой Морской и Гороховой улиц был построен во второй половине XVIII столетия и сочетает в себе черты стиля барокко и раннего классицизма. Именно здесь до своей смерти в 1837 году жила знаменитая княгиня Наталья Петровна Голицына, ставшая прототипом пушкинской Пиковой дамы. Фрейлина и статс-дама при дворе пяти русских императоров, кавалерственная княгиня Наталья Голицына отличалась умом и крутым нравом, в ее доме на Малой Морской появлялись и члены царской семьи. Так что со стороны Александра Сергеевича было смелым и бесшабашным поступком узнаваемо запечатлеть ее в образе старухи графини. Но, к счастью, как записал Пушкин в своем дневнике, при дворе не рассердились.

Во времена княгини дом выглядел несколько иначе, он не был так наряден: отсутствовал балкон над входом, иной формы были окна. Но в общем дом сохранил свой первоначальный облик. Перестройка была произведена в 1839 - 1840 годах архитектором А. А.Тоном для военного министра А. И.Чернышева. После смерти княгини дом отошел государству, а впоследствии был передан Чернышеву в вечное владение к 25-летию его службы. Перестраивая здание, Тон оставил без изменений первый этаж, но увеличил окна бельэтажа и сделал здание выше для сохранения пропорций. Изменилась форма наличников, появились чугунная позолоченная решетка и скульптурный пояс на фасаде. Изменились внутренняя планировка и отделка. Но до сегодняшнего дня неизменными остались просторный вестибюль, мраморная парадная лестница, которая ведет к камину на площадке, над ним высокое полуциркульное зеркало, небольшие круглые часы с полустершимся циферблатом и надписью «Leroy Paris» - все это соответствует обстановке дома, описанной Пушкиным в повести. Эти столовые часы встречались Германну, когда он шел по дому графини.

Во время войны в доме был госпиталь, а с послевоенных времен здесь располагается поликлиника ГУВД. В спальне графини теперь - комната отдыха врачей поликлиники, и пройти в нее через анфиладу комнат, как шел Германн, уже невозможно. Зато сохранилась винтовая лестница, по которой Германн выходил из дома после свидания с Лизой.

Подготовила Виктория АМИНОВА, фото автора

 

↑ Наверх