484 безымянных, 28 опознанных…
На Невском пятачке состоялось перезахоронение 512 красноармейцев, останки которых были обнаружены в ходе прошедшей Вахты памяти

Красные гробы стоят у глубокой свежевырытой могилы. Десятки гробов. В каждом — останки сразу 10 — 20 бойцов. Есть и совсем маленькие гробики, похожие на колыбели: в них покоятся по одному. Рядом с этим траурным ансамблем теснятся взволнованные люди — родственники тех немногих опознанных (28 из полутысячи), прибывшие со всех уголков России.
— Мы из Татарстана, — делится Венера Гермешева. — В декабре 41-го здесь погиб наш дед — Гумер Факимов, ему было 28 лет. Мы знали только, что он убит при обороне Ленинграда, и всё. Бабушка всегда говорила: «Он найдётся, найдётся!» Этим летом с нами связались активисты поискового движения и сказали: ваш дедушка найден! Что с нами было. Слёзы. Радость. Смятение. Нас ещё тогда спросили: «Вы приедете?» А мы готовы были в тот же вечер выезжать! Мы прилетели — шестеро внуков. А бабушка так и не дождалась…

На памятной досточке в руках одного из мужчин — расколотая надвое расчёска, мундштук, неиспользованные патроны, монеты, потемневшая от земли и времени медаль «За оборону Ленинграда».
— Дядя мой, уроженец Томской области, — прячет красные глаза офицер Леонид Литосов, держащий вещи родственника. — Погиб в начале 42-го. Воевал в пехоте…
Петербуржец Юрий Осиноватиков сжимает в руках портрет, скопированный со старого фото. На нём молодой человек с тонкими чертами лица, лучистыми глазами, улыбкой на губах.

— Брат моего отца, — рассказывает племянник. — Ему был 21 год. Он ушёл на фронт добровольцем. Хотя имел право на бронь — работал на оборонном заводе. Убило его в первом же сражении, в ноябре 41-го, вон у того домика…
— Вспоминая бои за блокированный Ленинград, мы вспоминаем, что для его жителей нужна была Дорога жизни, — сказал во время панихиды благочинный Кировского округа протоиерей Вячеслав Харинов, отпевавший погибших. — И чтобы проложить эту Дорогу жизни, пришлось проложить и Дорогу смерти — этот Невский пятачок. Пусть не становится с годами формальным это мероприятие. Пусть не будет у нас усталости от таких вещей. Вечная память павшим за Родину…

Важно
Всего с начала года на поверхность Невского плацдарма подняты останки трёх тысяч советских воинов. Поиски осуществляли отряды «Суворов», «Святой Георгий», «Уголёк», «Русь», «Северо-Запад» и другие. В день захоронения первых пятисот бойцов на интернациональной аллее Памяти и Славы губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и губернатор Кировской области Никита Белых открыли памятную плиту защитникам Ленинграда — уроженцам Кировской области.

Метки: Из первых рук Войны Кладбища Ветераны Про петербуржцев
Важно: Правила перепоста материалов