Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Сохранить все, что осталось от Росси

Обещают специалисты, ведущие реконструкцию восточного крыла главного штаба

Величественная громада Главного штаба, увенчанная летящей над городом колесницей богини Ники, кажется незыблемой, построенной на века. Но это лишь видимость. Промчавшиеся почти два века нанесли значительный урон шедевру Росси, подточив здание изнутри. Так что реконструкция Восточного крыла Главного штаба, ныне принадлежащего Эрмитажу, оказалась весьма своевременной.

На днях журналисты смогли побывать на строительных площадках, чтобы лично убедиться в том, что реконструкция идет полным ходом. 

Сохранять все, что можно сохранить

Явившихся с утра пораньше  на Дворцовую площадь журналистов сразу же отправили переодеваться. Всех (и даже девушек!) заставили надеть строительные каски: «Что? Вам не идет? А кто за вас будет отвечать, если вам кирпич на голову упадет?» Обещанные кирзовые сапоги, к счастью, заменили бахилами. К радости фоторепортеров, каску, рабочую куртку и бахилы надел и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. И при этом умудрился не утратить присущей ему элегантности.

Экскурсию по стройке проводили Никита Явейн, руководитель «Студии-44», разработавшей проект реконструкции, и Виктор Смирнов, президент фирмы «Интарсия», которая и проводит работы.

Для начала мы отправились в четвертый двор Главного штаба (всего их пять).  Здесь строительные работы в разгаре: шум, грохот, пыль, мешки с портландцементом, сложенные штабелями кирпичи и бревна. 

Никита Явейн рассказал о том, что уже сделано:

- Усилены и перебраны своды. Именно перебраны, тщательно и бережно. Ни один свод россиевских времен мы не разобрали, кроме самого верхнего, где у нас планируется лифт. Сейчас в этом дворе и в соседнем - третьем - разобраны наружные стены, идет замена перекрытий. Идут работы по заглублению пятого двора. Осадки здания нет, мы постоянно проводим мониторинг. Нет и новых трещин. Усилены все перекрытия. Здание установлено на новые фундаменты. При этом старые никто не трогал, просто сделали новые сваи, поскольку старые не могли бы удержать увеличившуюся нагрузку.

Из окна мы увидели аварийную стену, где прошла трещина, о которой так много пишут сейчас в СМИ и которая отклонилась от вертикали градусов на пятнадцать.

Тяжелое состояние стены объясняется несколькими причинами. Первая причина - пожар, случившийся в конце 20-х годов прошлого века. Вторая - ремонт, проведенный квартировавшим здесь в 60-е годы НИИ, когда  деревянные перекрытия были заменены на железобетонные. И третья - перестройка соседнего здания, выходящего одной стороной на Мойку, другой - на Большую Морскую. Никита Явейн рассказал, что архитекторы и строители устроили «мозговой штурм», долго решая, что же делать с этой аварийной стеной: сносить или реставрировать? Было решено - сохранить!

Никита Явейн объясняет, что кровлю придется менять процентов на 70. Балки сгнили, придется заменять и карнизы. Начат монтаж металлической кровли.

- Деревянные перекрытия мы не стали разбирать, потому что оказалось - они  «живые», - говорит Явейн. - Мы решили их «протезировать» и усилить кровлю новыми металлическими конструкциями, которые примут на себя основную нагрузку. Это, пожалуй, основной принцип всей реконструкции - сохранить максимально все, что осталось от Росси, чтобы не превратить здание в новодел.

Когда мы поднялись на самый верх, Михаил Борисович обратил внимание журналистов на Колесницу Победы на Арке Главного штаба, которая совсем близко - рукой подать:

- Страшно вспоминать, как она горела в ночь на 2001 год! Но ведь только благодаря этому пожару нам удалось создать регламент Дворцовой площади!

С высоты, в свете бледного солнца, проглядывающего сквозь тучи, виден внутренний двор, в котором трудятся рабочие. Виктор Смирнов сообщает, что на стройке сегодня заняты 600 человек.

Петербургское небо станет частью экспозиции французов

На верхнем этаже нам показали будущую анфиладу выставочных залов, свет в которые будет проникать через застекленные фонари в потолке. Сюда переедет знаменитый «третий этаж» Эрмитажа - понятие почти знаковое для всей петербургской культуры прошлого века. Ибо на третьем этаже, в небольших залах со сравнительно низкими потолками (во времена императорские здесь обитали фрейлины), были выставлены шедевры французских импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. По замыслу в анфиладе Главного штаба должно быть видно небо, которое станет частью экспозиции. И перемены капризной петербургской погоды, и ясный свет летнего полдня, осенние сумерки, синяя тьма зимнего вечера, подсвеченная лишь огнями большого города, станут частью впечатления, которое останется у зрителей, пришедших посмотреть на Моне и Матисса.

А в залах первого этажа уже готовятся к отделочным работам. Сейчас здесь штукатурят стены. Во время работ было снято 15 наслоений краски, накопившихся за промелькнувшие века. Нам показали зал, где были обнаружены фрагменты живописи. Она еще не атрибутирована. Штукатурку тоже сбивали частично, оставляя там, где она хорошо сохранилась.

Виктор Смирнов говорит, что главная их задача - подготовить здание к зиме: привести в порядок кровлю, перекрыть все дворы и подключить временное отопление, чтобы все просохло. Уже заказаны новые окна. Коробки будут деревянными. Всего в Главном штабе нужно заменить 730 окон. В марте уже начнутся  отделочные работы.

А еще очень важно свести вместе все инженерные сети.

Михаил Пиотровский пообещал и впредь  регулярно знакомить журналистов с ходом реставрации:

- Пока мне кажется, что стройка ведется именно так, как она должна вестись в условиях исторического памятника. По каждой комнате принимается индивидуальное решение. Все идет очень тщательно, подробно обсуждаются все вопросы. Вы могли это увидеть на примере аварийной стены, которую, что говорить, другие давно бы уже снесли.

Важно бережное отношение ко всему, даже к бревнам и кирпичам, которые при малейшей возможности сохраняются и ставятся обратно. Одна из важных задач - освещение, ведь в залах будут размещены шедевры мирового искусства. Импрессионисты из галереи Щукина и Морозова, картины Каспара-Давида Фридриха. Они столь же важны, как и здание Росси.

В заключение директор Эрмитажа заявил: «Увиденным сегодня я доволен. Могу сказать: это - ювелирная, ручная работа. Это пример того, как нужно делать».

А еще, пользуясь присутствием журналистов, Михаил Пиотровский опроверг несколько слухов, распространившихся в по-следнее время в СМИ.

Об орлах и утках

- Сведения, появившиеся в СМИ о том, что опять пропали орлы с решетки, возведенной вокруг Александровской колонны, это утка. Все птицы на месте. Александровскую колонну нам на баланс пока еще не передали. Решетка вокруг колонны и вовсе новодел и не может считаться памятником архитектуры. Но мы по мере сил следим за ее сохранностью. После каждого массового мероприятия, которые так любят проводить на Дворцовой площади, все осматриваем.

О трещине

- Знаменитая трещина становится уже просто петербургской темой. Можно сказать, что это петербургский образ, выражающий наши времена.

Виноват в ее появлении министр финансов Сергей Витте. Известно, что Главный штаб - не императорская резиденция, он был построен, выражаясь современным языком, как офисное здание. Министр Сергей Витте, который сидел в этом здании, захотел устроить большой зал для заседаний. Для этого убрали капитальные стены. В зале был сделан очень интересный потолок - висячий, сложнейшей конструкции.

Затем, уже в наши времена, в 2003 году, началась варварская перестройка соседнего с Главным штабом дома, имеющего два адреса. Это сквозное здание, которое выходит на Мойку, 49, и на Большую Морскую, 4. Оно примыкает вплотную к нашему пятому двору. Его разобрали. Устраивая подземный паркинг, закачали огромное количество бетона. И наш двор начал садиться, трещина начала раскрываться. Про эту трещину я говорю четыре года подряд при любой возможности. Даже шутил, что Эрмитаж подаст в суд на тех, кто перестраивал соседний дом, и на выигранные за материальный и моральный ущерб деньги отремонтируем Главный штаб. Но никто не слушал.

Помните выборы предыдущего губернатора? Тогда московский политтехнолог придумал плакат «Город устал», на котором были изображены атланты и трещина, идущая по зданию Нового Эрмитажа. Это другая знаменитая трещина, существующая по меньшей мере лет сто. Маячки там установлены, она, к счастью, не расширяется.

Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх