Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Любовь и смерть Зинаиды Райх

15 июля 2009 года исполнилось 70 лет со дня смерти одной из легендарных актрис русской сцены

Имя Зинаиды Николаевны Райх помнят не только театралы, эта уникальная женщина осталась в истории русского театра и русской поэзии как Муза, вдохновительница и возлюбленная двух выдающихся людей своей эпохи - поэта Сергея Есенина и режиссера Всеволода Мейерхольда. До сих пор историки и театроведы в своих трудах не могут договориться, была она выдающейся актрисой или только женой великого режиссера, капризной примадонной или очаровательнейшей женщиной, добрым ангелом или злым гением стала в судьбе Мейерхольда. О ней пишут книги, снимают фильмы, а в театре «на Литейном» идет спектакль «Любовь и смерть Зинаиды Райх». По мнению драматурга Валерия Семеновского, автора пьесы, в судьбе Райх было важно то, как она любила и как страшно погибла.

Накануне печальной годовщины мы поговорили о Зинаиде Райх с театральным критиком, историком театра Николаем Песочинским.

- Николай Викторович, скажите, так все-таки была она талантливой актрисой или только женой Мейерхольда?

- В итоге она стала замечательной актрисой. Ведь вообще-то непонятно, как рождаются великие актрисы, может, он ее и создал,  но по тому, как она играла «Даму с камелиями», понятно, что талант у нее был. Да, она была актрисой его театра, Мейерхольд писал для нее партитуры ролей, расписывал рисунок движения, игру костюма, ракурсы, просчитывал музыкальность речи, но ведь она все это исполняла. А значит, она была актрисой, овладевшей его очень сложной школой биомеханики.

- Но если бы не он, вошла бы она в историю театра?

- А кто знает, может быть, и не вошла бы, но в истории нет сослагательного наклонения, и потому Райх уже есть в истории русского театра. Она была страшно посвящена ему, как великому режиссеру. И то письмо, которое она написала Сталину в защиту театра, было хоть и нервным, но разумным. В нем говорилось, что театр Мейерхольда не опасен для советского режима. Она  приглашала Сталина прийти и самому посмотреть, поговорить. С ее стороны это был жест человеческого отчаяния. И письмо сработало наоборот: вместо того чтобы помочь ему, погубило и ее. Закрытие театра стало для нее трагедией, ведь она была единственной актрисой, которую не распределили в другой театр. Внучка Мейерхольда вспоминает, что в тот день, когда стало известно о закрытии ГОСТиМа, все были на даче и играли в карты. Вдруг пришел человек со станции и сказал, что в газете прочитал о закрытии театра. И после этого рокового известия все продолжили играть в карты, как бы спокойно, никаких стонов и слез не было, Мейерхольд и Райх красиво доиграли эту сцену.

- Считается, что к концу жизни Райх была уже почти сумасшедшей?

- Творческие люди часто живут в таком мире, где есть свои причудливые и не всем понятные стороны. Она, безусловно, была беспредельно эмоциональной женщиной, но ставить диагнозы - не наше дело. Главное, что она до конца жизни играла спектакли, а профессия актера требует большой самоорганизации, значит, она была вполне здорова, чтобы продолжать выходить на сцену. Но в жизни - да, у нее были проблемы с
психикой.

- Как вы думаете, чем актриса так смогла разозлить Сталина и режим, что ее убили таким страшным способом?

- Официальной версией было ограбление, хотя ничего не было украдено, кроме одной папки с документами Мейерхольда. Основной архив Райх успела спасти, она отвезла его на дачу к Эйзенштейну. Властям было удобнее выдать это убийство за бытовое и не устраивать ни суда, ни процессов, хотя, конечно, нам понятно, что убийство было политическим.

- Ужасная судьба!..

- Да, судьба очень трагическая, но, с другой стороны, она проработала в театре много лет, и в день, когда мы ее вспоминаем, мы говорим о ее замечательных ролях и ее большой творческой жизни. И самое главное, ее обожал до конца своих дней Мейерхольд, она принесла ему свою душу, а это очень важно.

Беседовала Виктория АМИНОВА

На ее похороны отказались прийти коллеги

Совсем молоденькой девушкой встретила Райх свою первую любовь - молодого поэта Сергея Есенина, свадьба была скоропалительной и не очень обдуманной. Рассказывают легендарную историю, как  Есенин ворвался в редакцию, где работала Райх, и предложил ей срочно ехать на Соловки, она тут же согласилась, и вернулась оттуда уже его супругой.

До замужества она была ярой эсеркой, активно участвовала в политической деятельности своей партии, а выйдя замуж, стала хорошей и домовитой женой, растила дочь Татьяну и сына Константина. Но этот брак не сложился. Есенин много пил, бил жену, устраивал ей сцены ревности и почти сразу после рождения сына оставил ее и детей. Этот разрыв стал для Зинаиды Райх трагедией, она переживала так сильно, что тяжело заболела.

Историки считают, что не только союз с Мейерхольдом - человеком, ненавистным НКВД, - но уже этот юношеский брак с запрещенным в сталинские времена поэтом предопределил трагический конец Райх. Она слишком много знала о том, почему погиб Есенин, и была опасна для режима.

В тридцать лет для Зинаиды Райх началась новая жизнь - она стала женой, любимой актрисой и музой величайшего режиссера, намного опередившего свое время и остающегося актуальным и современным сейчас, в XXI веке, - Всеволода Мейерхольда. За 15 лет Райх сыграла в
ГОСТиМе все главные женские роли, каждая актриса может только мечтать о таком репертуаре. Мейерхольд усыновил и вырастил детей Есенина. Союз Райх и Мейерхольда был счастливым и в личном плане, и в творческом.

У нее, как у актрисы, было много недоброжелателей, критики ругали ее в рецензиях, не воспринимали всерьез, но влюбленный Мейерхольд продолжал ставить спектакли на свою Музу. И зрители продолжали рукоплескать красавице Аксюше в «Лесе» и незабываемой Маргарите Готье в
«Даме с камелиями».

Все закончилось в один момент, когда в 1938 году был закрыт ГОСТиМ - Театр имени Мейерхольда. Она боролась за театр, написала письмо Сталину, которое считают роковым. Театр спасти ей не удалось, а на себя Райх навлекла немилость властей. Страх за близких довел Зинаиду Николаевну почти до сумасшествия, она всеми силами пыталась отвести беду от своей семьи, но не смогла, а только усугубила ситуацию.

В июне 1939 года Всеволод Мейерхольд был арестован, а через три недели в своей квартире в Брюсовом переулке была зверски убита Зинаида Райх. Двое мужчин через балкон проникли в квартиру, напали на актрису и нанесли ей 17 ножевых ранений в грудь. Но она еще была жива, дворник вызвал «скорую помощь». Приехавшие врачи медлили с оказанием помощи умирающей женщине, и она скончалась по дороге в больницу.

Театральная общественность отказалась прийти на похороны опальной актрисы.

↑ Наверх