Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Как Вениамин Смехов ставил голову короля Шварца

В Петербурге побывал народный артист России Вениамин Смехов. Собственно поводов встретиться с прекрасным Атосом у нас оказалось сразу несколько: Вениамин Борисович выступил с поэтической программой «От Пушкина до Высоцкого» в Малом зале Филармонии, участвовал в открытии III Международного хорового фестиваля, читая стихи Блока, в Театре Комедии состоялся «Вечер сплошного СМЕХова». А 10 августа любимый артист отметит день рождения - 69 лет.

В Питере - только счастье

- Вениамин Борисович, с чем связан такой петербургский поэтический творческий подъем?

- Я к Питеру никогда не относился как к реально существующему городу. Для меня он фантастический город, с самого моего детства, с пятнадцати лет, когда я впервые здесь оказался. Как мне кажется, эти выступления - нечаянные радости, посланные мне свыше.

А нынешний приезд - дважды для меня ответственный и счастливый. С Театром Комедии, между прочим, связано очень много памятного. Прекрасные артисты: Карпова, Ульянова, Милиндер, Воропаев, Бениаминов, Гвоздицкий... Многих, к сожалению, уже нет... Но они все есть! В моей памяти и в намоленном воздухе зала акимовского театра!

Сам Акимов мне близок еще тем, что он был режиссером в Театре Вахтангова, моей alma mater. Тогда я был почти на всех его спектаклях. А в первые годы Таганки рядом с Любимовым работал Петр Фоменко. Без него не было бы наших поэтических спектаклей. Сегодня Петра Наумовича называют лучшим режиссером страны.

Сам о себе, об актере, я вполне скромного мнения, но Бог милостив, и мне много раз везло будто не за себя, а за того парня. А кроме того, с Питером связано появление в моей жизни Гали Аксеновой, студентки ЛГИТМиКа, которая стала моей жизнью (теперь она преподает в Школе-студии МХАТ историю кино). Позади было много радости и потерь, но нынче в Питере - только счастье.

Гоголь родился в день Смехова

- Вечер в Театре Акимова был назван «Юмор в русской поэзии XX века. Юмор против пафоса». Какое место в вашей жизни занимает юмор?

- Даже в глухие времена были дни, когда в Театр Комедии люди рвались, особенно в дни капустников! Юмор был орудием социального сопротивления советскому режиму. Быть диссидентом дано единицам, но сопротивление было всенародным. Оно заключалось в «изделиях» народного юмора: анекдотах, которых нет больше нигде в мире. Это было устное творчество коллективного, соборного Гоголя или Салтыкова-Щедрина, растворенных в народных юморесках! И сегодня ложный пафос подконтрольной власти заслужил такой же контратаки со стороны юмора. А меня еще и фамилия обязывает!

Володя Высоцкий, зная, что для меня Гоголь - следующий «главный» гений после Пушкина, говорил: «В честь твоей любви к Гоголю Николай Васильевич родился в день Смехова». То есть первого апреля!

Голова короля Шварца

- Один из ваших любимых булгаковских персонажей - Воланд - не любил слушать новости по радио из-за того, что «сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них немного косноязычна». Следите ли вы за новостями мира и каким образом?

- На то, что убывает загадочный стабилизационный фонд, которого было в нашей стране «выше крыши», и на то, как нам с грустью сообщают, что до вершин благополучия 2000-х годов мы, пожалуй, уже не доживем, хочется ответить в жанре Булгакова, Зощенко или Николая Эрдмана. Ответить, что нам, большинству миллионов граждан России, искренне жалко тех сотен людей, у которых больше такого благополучия не будет. А нас как оно не касалось, так и не будет касаться! Личная ситуация граждан зависит от везения, генов, воспитания и от труда души.

Что касается новостей впрямую... Русский язык - главное нам послание Господне. Этот язык берегли даже в жуткие времена репрессивного дьявольского режима, было непререкаемое достоинство русской речи. Когда освободились от цепей цензуры, язык был поднят на должную высоту, но с конца 1990-х случилась беда: пошлый газетный бизнес пустых слов и громкого патриотизма, а главным образом, неуклюжего владения родной речью стал повсеместным. Слушать новости наших СМИ отказываются многие люди, которые истинно любят родной язык - великий, могучий и правдивый. К своему удивлению, мы находим максимум 3 - 4 газеты, которые можно читать, «не ударяясь» глазами и душой об эти образцы несуразицы, лжи и безграмотность. Я не начитан в Питере, наверняка и у вас есть такие издания.

- У вас были неприятные истории, связанные с поспешной работой журналистов?

- В 1990-х, когда я репетировал спектакль у Виктора Новикова в Комиcсаржевке, у меня брали интервью милые выпускницы ЛГУ. Узнав, что я ставил в Чикаго в Молодежном театре пьесу Шварца «Голый король» (я произнес так: «Я ставил «Голого короля...»), девочки, которые, видимо, не слышали о такой пьесе, написали: «Смехов ставил в Чикаго «Голову короля Шварца».

Грибные места

- Вы часто говорили о том, что не умеете завидовать. Можете раскрыть секрет, как перестать завидовать и начать жить?

- Может, это даже дефект, потому что, как мне объяснили, зависть бывает генерирующим качеством и провоцирует полезные вещи. Но мне повезло гораздо больше, чем я ожидал, и без этой опоры, без зависти. То, что надо было бы выпросить у Бога для большинства российского человечества, это - доброжелательство и добродушие.

Среди актеров у меня мало настоящих друзей. Актеры между собой почти не дружат. Им хватает того, что они играют любовь, дружбу, ненависть на сцене и на экране. Сдруживаемся мы на отдыхе. Но такие люди есть, надо знать «грибные места» и стараться их находить. Мне везло на таких людей, как, например, Коля Караченцов, Армен Джигарханян, Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин.

Недавно умер Боря Хмельницкий, самый добродушный из замечательных артистов Театра на Таганке.

Генетический соавтор внуков

- Вы - примерный семьянин: муж, отец, дедушка. Фаина Раневская, размышляя о семье, сказала: «Семья человеку заменяет всё. Поэтому, прежде чем завести семью, необходимо как следует подумать, что для вас важнее: всё или семья»...

- Что касается семейных вещей...

В моей судьбе были неудачи выбора и в профессии, и в личной жизни. Уже во взрослом состоянии я был разочарован в актерстве и собирался менять профессию на первую любимую - на литературную. Хотел быть учителем литературы, писателем, журналистом.

Мне повезло с детишками: я уже генетический соавтор внуков, трех Смеховых-мужиков! Двадцать два года, девять и полтора. Замечательная команда внуков! Обе дочки и талантливые, и красивые, а младшую, Алику, хорошо знают в стране и, на мое счастье, очень уважают.

Беседовала Антонина РОСТОВСКАЯ

 

↑ Наверх