Комздрав узаконил очереди
Приема к врачу нужно ждать неделями — таков новый стандарт
В начале года на одном из заседаний в Смольном Валентина Матвиенко потребовала от городского комитета по здравоохранению ликвидировать очереди в поликлиниках. Руководители комздрава взяли под козырек и выпустили документ, который... наоборот, узаконил очереди. Документ этот - новые стандарты оказания бесплатной медицинской помощи населению. В нем, в частности, указываются сроки, в которые пациентам должна оказываться плановая медицинская помощь. Приема терапевта нужно ждать не более недели, приема специалиста (лор, эндокринолог, гинеколог и др.) - не более двух недель, плановой госпитализации - в течение шести месяцев.
Оставь надежду...
Завотделом комитета по здравоохранению Ирина Ларина объяснила корреспонденту «Вечернего Петербурга», что очереди в поликлиниках постепенно исчезают, потому что талончики, в которых указано время приема у врача, выдают теперь в специально созданном окне. К тому же во многих поликлиниках установлены автоматы для выдачи таких талончиков. Однако ваш корреспондент на собственном опыте убедилась, что даже с талончиком можно часами сидеть под дверью врача в очереди, потому что - часто в нарушение всех норм - терапевт обслуживает не один, а два участка.
Авторитет участковых врачей сегодня так низок, что в эту профессию молодежь идти не хочет, поэтому терапевтов не хватает. И получается, что за время, которое отпущено на прием одного пациента, врачу надо принять двух, а то и трех человек. Порядок, при котором люди, получив талончик, ждали неделями приема у врача, существовал и раньше, но человеку свойственно надеяться на лучшее. Вот мы и надеялись, что очереди начнут сокращаться и вскоре исчезнут совсем.
Однако в комздраве многодневное ожидание почему-то очередями не считают. Тогда что же это? Сначала надо ждать неделю, чтобы попасть к участковому, затем, если он направил к специалисту, - еще две недели. Чтобы поставить точный диагноз, часто требуется пройти обследование в диагностическом центре. В соответствии с новыми стандартами такого обследования положено ждать месяц, а чтобы сделать магниторезонансную томографию, и того больше - три месяца. За это время человек или выздоровеет, или окончательно разболеется. Значит, придется вызывать «скорую помощь». А в новом документе перед медиками поставлена задача снизить на один процент количество вызовов «скорой помощи» в городе. В 2009 году этот показатель должен составить 0,338 на душу населения. Если перевести его на человеческий язык, то получится, что только каждый третий горожанин может раз в году вызвать «скорую».
Чтобы уменьшить количество вызовов «скорой», амбулаторно-поликлиническое звено должно вплотную заняться профилактикой, тогда заболевших будет меньше. Но, как уже было сказано, поликлиники сегодня едва справляются с приемом больных, какая уж тут профилактика. В то же время средства, отпускаемые бюджетом на оплату каждого вызова «скорой», в нынешнем году урезаны, так что очевидно: комздрав был вынужден подгонять стандарты под размер финансирования.
Температура - средняя по больнице
Выпущенные комздравом новые стандарты очень напоминают планы, по которым жила страна и отдельные коллективы в советские времена. Они регламентируют применение конкретных лекарств, необходимые медицинские манипуляции при лечении больных, включая хирургическое вмешательство и другие виды лечения, а также порядок оказания медицинских услуг, который определяет списки необходимого оборудования, количество персонала в отделениях, число пациентов, приходящихся на одного врача, а также сроки ожидания пациентами приема врачей. Документ изобилует цифрами и процентами. Так, в 2009 году смертность от сердечно-сосудистых заболеваний запланировано снизить на один процент, от онкологических - на полтора, в результате дорожно-транспортных происшествий - на два, смертность от рака - на один. Если показатели будут выполнены, значит ли это, что улучшится качество лечения? Отнюдь. Например, статистика фиксирует ежегодное снижение в городе количества больных алкоголизмом. На самом деле, как утверждает начальник оргметодотдела городской наркологической больницы № 1 Виктор Григорьев, больных снимают с учета, потому что от них не поступает никакой информации.
- Многие алкоголики попадают в руки недобросовестных риелторов, - говорит Григорьев. - Они выселяют людей из петербургских квартир в Ленинградскую область и продают их жилье, поэтому люди из нашего поля зрения исчезают. Ясно, что измерить качество лечения в цифрах и процентах невозможно. Это как измерять среднюю температуру по больнице.
Кто ответит за ошибку?
Показатель, реально отражающий положение дел в медицине, - отзывы самих пациентов. В новом документе запланировано уменьшить количество жалоб населения на некачественные медицинские услуги на 10 процентов. Между тем, по данным комитета по здравоохранению, в прошлом году в общей сложности по телефону горячей линии с вопросами, претензиями, замечаниями и жалобами обратились 21 109 человек, тогда как в 2007-м - 16 380. Из этих обращений было зарегистрировано лишь 14 167. В остальных случаях, как сказано в отчете, горожане получили разъяснения и консультации. Из зарегистрированных обращений на неудовлетворительную организацию медицинской помощи жаловались 1308 человек, на качество медицинских услуг - 437, на лекарственное обеспечение - 11 481. По другой информации, только 16 процентов пациентов оценили полученную ими медицин-скую помощь в прошлом году на «отлично». Другой важный пункт документа предусматривает снизить количество «нарушений медицинских технологий, негативно влияющих на состояние здоровья пациента», проще говоря - врачебных ошибок. По утверждению главного патологоанатома Санкт-Петербурга Маргариты Рыбаковой, сегодня доля врачебных ошибок составляет в разных лечебных учреждениях от 3 до 35 процентов. Цифры вопиющие. Какое наказание несут недобросовестные работники за ошибки и нарушения, в документе не сказано.
Вот еще показатели, которые должны выполняться лечебными учреждениями в соответствии с новыми стандартами. Медицинская помощь предоставляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их структурными подразделениями из расчета 9,505 посещения в год на одного человека. Сюда входит посещение терапевта, врачей-специалистов, в частности стоматолога. Нужно ли говорить, что пожилому человеку, а пенсионеров в Петербурге, как известно, примерно 40 процентов, весьма сложно вписаться в такой стандарт, даже если молодежь вообще перестанет посещать поликлиники.
Как объяснили в комздраве, стандарты оказания медицинской помощи в Петербурге разработаны на основании федеральных стандартов, однако с учетом ситуации, которая существует в городе. Причем городской комздрав стал первым в стране, кто внедряет эти стандарты. На их основе будут созданы правила, которые станут обязательными для всех регионов, тогда как раньше исполнение стандартов носило лишь рекомендательный характер.
Светлана ЯКОВЛЕВА
Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
Важно: Правила перепоста материалов