Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Комздрав узаконил очереди

Приема к врачу нужно ждать неделями — таков новый стандарт

В начале года на одном из заседаний в Смольном Валентина Матвиенко потребовала от городского комитета по здравоохранению ликвидировать очереди в поликлиниках. Руководители комздрава взяли под козырек и выпустили документ, который... наоборот, узаконил очереди. Документ этот - новые стандарты оказания бесплатной медицинской помощи населению. В нем, в частности, указываются сроки, в которые пациентам должна оказываться плановая медицинская помощь. Приема терапевта нужно ждать не более недели, приема специалиста (лор, эндокринолог, гинеколог и др.) - не более двух недель, плановой госпитализации - в течение шести месяцев.

Оставь надежду...

Завотделом комитета по здравоохранению Ирина Ларина объяснила корреспонденту «Вечернего Петербурга», что очереди в поликлиниках постепенно исчезают, потому что талончики, в которых указано время приема у врача, выдают теперь в специально созданном окне. К тому же во многих поликлиниках установлены автоматы для выдачи таких талончиков. Однако ваш корреспондент на собственном опыте убедилась, что даже с талончиком можно часами сидеть под дверью врача в очереди, потому что - часто в нарушение всех норм - терапевт обслуживает не один, а два участка.

Авторитет участковых врачей сегодня так низок, что в эту профессию молодежь идти не хочет, поэтому терапевтов не хватает. И получается, что за время, которое отпущено на прием одного пациента, врачу надо принять двух, а то и трех человек. Порядок, при котором люди, получив талончик, ждали неделями приема у врача, существовал и раньше, но человеку свойственно надеяться на лучшее. Вот мы и надеялись, что очереди начнут сокращаться и вскоре исчезнут совсем.

Однако в комздраве многодневное ожидание почему-то очередями не считают. Тогда что же это? Сначала надо ждать неделю, чтобы попасть к участковому, затем, если он направил к специалисту, - еще две недели. Чтобы поставить точный диагноз, часто требуется пройти обследование в диагностическом центре. В соответствии с новыми стандартами такого обследования положено ждать месяц, а чтобы сделать магниторезонансную томографию, и того больше - три месяца. За это время человек или выздоровеет, или окончательно разболеется. Значит, придется вызывать «скорую помощь». А в новом документе перед медиками поставлена задача снизить на один процент количество вызовов «скорой помощи» в городе. В 2009 году этот показатель должен составить 0,338 на душу населения. Если перевести его на человеческий язык, то получится, что только каждый третий горожанин может раз в году вызвать «скорую».

Чтобы уменьшить количество вызовов «скорой», амбулаторно-поликлиническое звено должно вплотную заняться профилактикой, тогда заболевших будет меньше. Но, как уже было сказано, поликлиники сегодня едва справляются с приемом больных, какая уж тут профилактика. В то же время средства, отпускаемые бюджетом на оплату каждого вызова «скорой», в нынешнем году урезаны, так что очевидно: комздрав был вынужден подгонять стандарты под размер финансирования.

Температура - средняя по больнице

Выпущенные комздравом новые стандарты очень напоминают планы, по которым жила страна и отдельные коллективы в советские времена. Они регламентируют применение конкретных лекарств, необходимые медицинские манипуляции при лечении больных, включая хирургическое вмешательство и другие виды лечения, а также порядок оказания медицинских услуг, который определяет списки необходимого оборудования, количество персонала в отделениях, число пациентов, приходящихся на одного врача, а также сроки ожидания пациентами приема врачей. Документ изобилует цифрами и процентами. Так, в 2009 году смертность от сердечно-сосудистых заболеваний запланировано снизить на один процент, от онкологических - на полтора, в результате дорожно-транспортных происшествий - на два, смертность от рака - на один. Если показатели будут выполнены, значит ли это, что улучшится качество лечения? Отнюдь. Например, статистика фиксирует ежегодное снижение в городе количества больных алкоголизмом. На самом деле, как утверждает начальник оргметодотдела городской наркологической больницы № 1 Виктор Григорьев, больных снимают с учета, потому что от них не поступает никакой информации.

- Многие алкоголики попадают в руки недобросовестных риелторов, - говорит Григорьев. - Они выселяют людей из петербургских квартир в Ленинградскую область и продают их жилье, поэтому люди из нашего поля зрения исчезают. Ясно, что измерить качество лечения в цифрах и процентах невозможно. Это как измерять среднюю температуру по больнице.

Кто ответит за ошибку?

Показатель, реально отражающий положение дел в медицине, - отзывы самих пациентов. В новом документе запланировано уменьшить количество жалоб населения на некачественные медицинские услуги на 10 процентов. Между тем, по данным комитета по здравоохранению, в прошлом году в общей сложности по телефону горячей линии с вопросами, претензиями, замечаниями и жалобами обратились 21 109 человек, тогда как в 2007-м - 16 380. Из этих обращений было зарегистрировано лишь 14 167. В остальных случаях, как сказано в отчете, горожане получили разъяснения и консультации. Из зарегистрированных обращений на неудовлетворительную организацию медицинской помощи жаловались 1308 человек, на качество медицинских услуг - 437, на лекарственное обеспечение - 11 481. По другой информации, только 16 процентов пациентов оценили полученную ими медицин-скую помощь в прошлом году на «отлично». Другой важный пункт документа предусматривает снизить количество «нарушений медицинских технологий, негативно влияющих на состояние здоровья пациента», проще говоря - врачебных ошибок. По утверждению главного патологоанатома Санкт-Петербурга Маргариты Рыбаковой, сегодня доля врачебных ошибок составляет в разных лечебных учреждениях от 3 до 35 процентов. Цифры вопиющие. Какое наказание несут недобросовестные работники за ошибки и нарушения, в документе не сказано.

Вот еще показатели, которые должны выполняться лечебными учреждениями в соответствии с новыми стандартами. Медицинская помощь предоставляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их структурными подразделениями из расчета 9,505 посещения в год на одного человека. Сюда входит посещение терапевта, врачей-специалистов, в частности стоматолога. Нужно ли говорить, что пожилому человеку, а пенсионеров в Петербурге, как известно, примерно 40 процентов, весьма сложно вписаться в такой стандарт, даже если молодежь вообще перестанет посещать поликлиники.

Как объяснили в комздраве, стандарты оказания медицинской помощи в Петербурге разработаны на основании федеральных стандартов, однако с учетом ситуации, которая существует в городе. Причем городской комздрав стал первым в стране, кто внедряет эти стандарты. На их основе будут созданы правила, которые станут обязательными для всех регионов, тогда как раньше исполнение стандартов носило лишь рекомендательный характер.

Светлана ЯКОВЛЕВА

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

↑ Наверх