Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 14 мая 2025

«Остров надежды» дарит надежду

Традиционный летний фестиваль собирает вместе детей с ограниченными возможностями

Остров на западе Ладоги - Коневец, где живут в трудах и молитвах монахи Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря, десять лет принимает у себя детей-инвалидов, как сейчас принято говорить, детей с ограниченными возможностями - из коррекционных школ, школ-интернатов и детских домов.

Это место «чистых помыслов», по выражению настоятеля монастыря отца Александра, стало центром большого летнего фестиваля «Остров надежды», потому что дарит этим детям ощущение, похожее на счастье...

Ходячая энциклопедия споет все

Целый год ребята буквально бьются за поездку на остров - они готовят программу, то есть репетируют сценки, разучивают песни, танцы, работают над каждым движением (что некоторым дается с трудом!), и лучшие едут на Коневец - показать свои возможности.

Вот Лена Кошелева из психоневрологиче-ского интерната (ПНИ) - ее называют ходячей энциклопедией за то, что знает уйму песен. Надо спеть из репертуара Аллы Пугачевой - пожалуйста, и высокий чистый голос выводит: «Куда уходит детство, в какие города...» Хотите услышать что-либо жалостливое - зазвучит в ее исполнении «В лунном сиянии снег серебрится...», да так, что слеза пробивает.

«Я сюда приезжаю уже несколько раз, - радостно сообщает воспитанница ПНИ Аня. - Мне здесь так нравится...» - «И мне, и мне, и мне!» - слышу уже от других детей, из воскресных школ - они тоже летом отдыхают на Коневце, а сейчас пришли на концерт.

«На острове дети любят бывать, - замечает директор Регионального общественного благотворительного фонда «Кедр» Александра Сердитова. - Для них здесь неоспоримый плюс: они видят монастырь, как люди несут послушание, общаются с теми, кто сюда приезжает. Кстати, у нас собрался хороший творческий коллектив - художники, мастера прикладных искусств, - мы учим детей ремеслу, ориентируем их по многим направлениям: роспись по дереву, керамика, живопись, бисероплетение, швейное направление... 

Цирковые трюки поразили жюри

Педагог дополнительного образования по классу хореографии из Павловского детского дома-интерната № 4 для умственно отсталых  Евгений Николаевич Таланов 12 лет обучает детей танцам - из лучших он организовал ансамбль «Радость».

«Они у меня все танцоры. Поначалу - да, было очень сложно, а сейчас они многое умеют! - гордится воспитанниками Евгений Николаевич. - Когда я их начал обучать танцевальным движениям, чтобы они сделали «хлопушки», «дробушки», - дети были совершенно раскоординированны - выкручивались, качались, головой мотали... Пришлось «убирать» эти привычки, зато сейчас они танцуют и бальные танцы, и русские характерные».

«Кому-то из детей удалось вернуться в нормальную жизнь?» - спрашиваю.

«Трем девочкам из моей группы удалось: Яну Штанько забрали родители. Они увидели разницу: какая она была, когда они отдавали ее в интернат, и какая стала... Кстати, Яна выучилась и даже вышла замуж, - рассказывает о ее дальнейшей судьбе Евгений Николаевич. - Наша Света Закатова тоже вернулась в нормальную жизнь, вышла замуж, родила ребенка... Дети к нам в детский дом-интернат попадают маленькими, мы их ведем до 18 лет, а потом они уходят в ПНИ - и там уже остаются на постоянное житье-бытье. И многие, кстати, не хотят переходить в ПНИ - у нас более интересная жизнь».

Монастырские были в шоке

Настоятель Коневского монастыря отец Александр уверен, что у церкви должна быть социальная работа, - от нее «никуда не денешься». А присутствие детей на острове полезно уже тем, что ребенок находится не в городе, а на природе.

«Действительность такова, что грех возведен в ранг добродетели, и сейчас происходит подмена понятий, ценностей, - поведал отец Александр. - А ребенок должен эти ценности знать изначально, ведь они изначально заложены в человека... Но когда взрослого постоянно сбивают с курса, тем более ребенка, устоять трудно, поэтому польза от их пребывания здесь очевидна - они общаются с людьми, которые знают эти ценности, стараются их придерживаться. Детям это общение полезно, полезен и труд посильный... Потрудились - хорошо, а в свободное время можно побеседовать со священником».

Региональный общественный благотворительный фонд «Кедр», который реализует социально-реабилитационную программу для подростков-инвалидов «Кедр - Коневец», 15 лет занимается проблемами детей с ограниченными возможностями. В начале 90-х директор фонда Александра Сердитова пыталась помочь престарелым художникам, которые остались без средств к существованию, а потом переключилась на создание реабилитационного центра для детей-инвалидов - хотела научить их выживать в современных условиях, а художники стали помогать им. Договорилась с отцом Назарием, тогдашним настоятелем монастыря (ныне он наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры), о том, что фонду передается одно из монастырских зданий, которое еще нужно было отремонтировать, - туда планировалось привозить на летний отдых детей-инвалидов. Когда дом восстановили за счет привлеченных средств (спасибо МИД Дании - он помог собрать средства на ремонт), стали привозить на остров детей для оздоровления.

«Когда мы впервые привезли на остров инвалидов - для всех это был шок, - вспоминает Александра Ильинична. - Монастырские спрятались в кельях, увидев смеющихся пацанов и девчонок в инвалидных колясках. Миша на костылях, такой паучок, упал, споткнулся, опять упал, засмеялся и отряхнулся и... смеется. Когда трудники и монашествующие увидели такое отношение к жизни, как эти дети с рождения несут свою особенность, учатся быть доброжелательными, а не озлобленными, многие пересмотрели свои проблемы».

А художники - волонтеры - все стены внутри расписали на радость его обитателям. Теперь сюда приезжают творческие коллективы из коррекционных учреждений со всего города - это ПНИ, школа-интернат № 1 для глухих детей, школа-интернат № 33 для слабослышащих, школа-интернат имени Грота для слепых и слабовидящих детей.

Не просители, но партнеры

«За 15 лет мы уже не просители, мы стали достойными партнерами государства, - говорит Александра Ильинична. - Сколько организаций нас проверяло! Но ни разу нам никто не сказал, что проворовались, что у нас нецелевое использование средств».

Казалось бы, таким организациям, взвалившим на себя социальные функции государства, помогать надо или хотя бы не мешать... Но выясняется, что «дыры» в законодательстве отягощают работу таких фондов. По закону ребенок до 18 лет находится в доме-интернате, а после совершеннолетия идет в ПНИ. И нигде не учитывается, что такой человек в силу своих умственных или физических возможностей может задержаться в специализированной коррекционной школе до 23, а то и 25 лет. «Пока у нас выруливают кто как может, хотя давно уже надо было унифицировать закон в отношении таких детей», - считает Александра Сердитова.

Чиновники сопротивляются

«Содержание одного ребенка в месяц в государственном учреждении - 25 - 28 тысяч рублей! - замечает Александра Сердитова. - И можете себе представить, как чиновники сопротивляются тому, чтобы перестроить сложившуюся систему, -  должна быть социальная ответственность. Ведь не всякая общественная организация имеет то, что мы имеем в ресурсном плане, - такое здание, как у нас на Коневце (а в лавре у нас - половина семинарского корпуса отведена для мастерских). Когда нам нужно, нам безвозмездно предоставляют зал для фестивалей. И хотя в рамках действующего закона мы принимаем участие во всех конкурсах, где только можно: и в комитете по социальной защите, и в комитете по молодежной политике, - все же хотелось, чтобы к детям-инвалидам было более ответственное, более взвешенное отношение. Чтобы человек или ребенок в этой системе не терялся. Потому что достаточно выпадения одного звена - и мы увидим необратимый процесс».

Радар - гордость Коневца

На Коневце благодать сразу чувствуется. Тишина - громкая музыка запрещена правилами, как и курение и появление в нетрезвом состоянии. Но кое-кто из приплывших на остров пренебрегает правилами. И таких, по выражению отца Александра, «стараются еще на причале отфильтровывать».

Остров получил свое название благодаря огромному валуну из серого гранита - Конь-камню (его вес - более 750 тонн). До конца XIV века, то есть до времени основания монастыря преподобным Арсением Коневским, местные жители использовали камень для своих ритуалов - приносили на нем в жертву коня, чтобы духи острова благоволили к ним. Преподобный Арсений, когда увидел это место, назвал его «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». И ночь провел в молитве, а утром, совершив вокруг камня с иконой Богородицы крестный ход, окропил его святой водой. И «бесовское окружение», обернувшись черными воронами, улетело к противоположному берегу Ладоги, который после этого стали именовать Чертовой бухтой (ныне Владимирская). Заодно с бесами исчезли и змеи, а на Конь-камне построили деревянную часовню.

Нельзя сказать, что хозяйство монастыря большое - есть огороды, где монашеская братия сажает картошку, овощи, зелень... «Конечно, иногда ту же картошку дешевле купить, - поясняет отец Александр. - Но это делается, чтобы не отвыкнуть от труда». Есть и пара коров, поросята, куры, есть и своя пекарня, где пекут вкуснющий белый хлеб - им одним можно наесться. Но конь (сейчас это рыжий с белой гривой Радар) всегда был и есть гордостью монастыря. Кстати, Радар любит общаться с туристами, подходит, позволяет себя гладить, но отворачивает морду от бутербродов с куриным паштетом - видимо, вегетарианец...

На острове помимо монашеской братии, которая там обитает постоянно, в летние месяцы отдыхают воспитанники воскресных школ, но у них тоже есть послушание. Так, кто-то из ребят воскресной школы Александро-Невской лавры собирает чернику, а кто-то убирает территорию.

Приезжают сюда по велению души и сердца трудники. Трудница Маргарита Бондаренко продает в церковной лавке иконы. Она - бывший инженер-сметчик, приехала из Харькова. «У нас работы нет, пришлось уйти, - рассказывает Маргарита, - а от своей питерской подруги я узнала о Коневце и решила приехать». Приехала и Наталья Хабарова - помощник режиссера Пятого канала, она пишет книгу о Коневце. А в качестве послушания готовит и блины, и борщи, и много чего другого, что хвалят все, включая и настоятеля монастыря...

«Что вы удивляетесь - на остров едут не только туристы, коих за день иной набирается до четырех сотен, - быстро подсчитала Маргарита. - Многие приезжают сюда трудиться... Вы бы знали, кто тут в трудниках ходит - доктора наук, преподаватели, писатели - они здесь душой отдыхают».

Каждый, кто едет на остров, чтобы внести лепту в восстановление обители, старается прихватить с собой кирпич, на котором, если пожелает, может вывести фломастером свое имя...

Людмила КЛУШИНА, фото автора

↑ Наверх