Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Россия простилась с Саввой Ямщиковым

Согласно последней воле покойного, он был похоронен в Пушкинских горах, на Тригорском холме. Сегодня в Святогорском монастыре пройдет заупокойная литургия.

Реставратор, искусствовед, коллекционер, публицист. Человек, который не мог равнодушно взирать на зло и несправедливость, на то, как уничтожаются памятники русского искусства, как стираются из памяти, покрываются пылью забвения имена великих художников.

Сейчас, когда он ушел, становится понятно, какой груз ответственности он взвалил на свои плечи. Как много Савва Ямщиков сделал для сохранения русской культуры в наши смутные времена. И как трудно было это сделать, сколько сил, здоровья, личного времени отняли у него хождения по кабинетам высоких чиновников, попытки убедить их в своей правоте, спасти Псков, Михайловское, древние иконы.

«Страстный, неудобный для чиновников. Порой - максималист. Но без таких людей нам не сохранить ни памятников культуры, ни поднять весь народ на их спасение. Мы должны были с ним ехать в следующую субботу в Псков, там не все в порядке, памятники культуры сохраняются плохо, и надо много сделать для того, чтобы привести дела в порядок», - сказал о нем министр культуры России Александр Авдеев.

Писатель и литературный критик Игорь Золотусский назвал Савву Ямщикова рыцарем. «Такой рыцарь, понимаете? При том что он, конечно, был большой, сложный. Он был резкий иногда, но все это - ради его любимой идеи - сохранить Россию и ее культуру».

Коренной москвич, выросший в бараке на Павелецкой, по соседству с Андреем Тарковским (впоследствии Савва Васильевич был консультантом режиссера на съемках «Андрея Рублева»), он большую часть жизни отдал провинции.

Благодаря его подвижнической деятельности были спасены многие древние иконы. Нужно вспомнить, какое тогда было время, какое отношение к религии и всему, что с ней связано.

Одна из старейших сотрудниц Русского музея Алевтина Мальцева вспоминает: «Русский музей первым начал выезды в экспедиции, командировки по сбору произведений древнерусского и народного искусства. Это делалось ради спасения древнерусских памятников. Новгород, Псков, Карелия, Ленинградская область... Очень много было уничтожено в советское время, во время войны. Мы спрашивали у местных жителей, где могут быть часовни, церкви. А нам говорили: там хранится зерно, там клуб, там разграблено. Зашли однажды в церковь в Тихвине, а там стены и кровля разрушены, иконы запорошены снегом, покрыты голубиным пометом, который разъедает красочный слой... В Тихвине нам  посоветовали поехать в Озерово, где было несколько церквей. Деревянные церкви, чудом уцелевшие. Зашли в одну из них, а там хранится зерно. Посмотрели на иконостас, старые иконы, и сразу бросилась в глаза одна - Никола в житии. Начало XIV века. Потемневшая олифа и поздние записи. Составили акт, показали документ и объявили, что забираем икону в Русский музей.  Мужчины наши несли икону пять километров на руках. И в поезде везли Николу с собой, так и не могли с ним расстаться. Когда привезли икону в музей, заведующий реставрационной мастерской упал перед ней на колени. И сегодня эта древняя икона - украшение экспозиции древнерусского искусства...»

Новгород, Псков, Суздаль, Ярославль, Кострома... Большую часть своей жизни Савва Ямщиков провел в научно-исследовательских экспедициях по русской провинции, которую нежно любил.  Про себя он всегда говорил, вторя любимому Пушкину, - я не езжу, я «служу» по России. По его словам, нет такой иконы в России, которую он не держал в руках, а чаще - восстанавливал.

Он говорил: «Если меня спросят, что для меня основное - работа реставратора, чем я занимаюсь всю жизнь, работа искусствоведческая, чем я тоже занимаюсь всю жизнь, моя публицистическая деятельность, чем я занимаюсь в последние годы... Я отвечу: основное для меня - это память, которую я должен сохранить. Самое большое чувство, которое я испытываю сейчас, - благодарность к Богу за то, что он дал мне прожить, к людям, которых я встретил на своем пути».

Подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА

Прямая речь

Юрий Люкшин, книжный график, народный художник России:

- Савва Ямщиков родился 8 октября, в день Сергия Радонежского. И мне кажется, что это не случайность. Подобно своему святому покровителю, он сочетал в себе духовную жизнь и государственное видение. Обычно ведь у нас люди, которые близки к власть имущим, начисто лишены духовной жизни.

Савва был рожден в московской старообрядческой семье. И это тоже оказало влияние на его личность. Он сочетал в себе строгость с удивительной нежностью и просто поразительной добротой. Он был строгим и страстным, неистовым, когда отстаивал свой любимый Псков, который, по его словам, для России мог бы стать тем же, чем является для Италии Флоренция. Он мог обивать пороги чиновничьих кабинетов, помогая Георгию Василевичу, директору музея-заповедника «Михайловское», которого хотели снять с работы. Или когда добивался, чтобы достойно отметили 200-летие Гоголя, чтобы создали наконец музей великого писателя. Но он был нежным мужем и отцом. Как он любил свою жену, балерину Валентину Ганибалову, свою дочь Марфушу! И, как мне кажется, между ними была не просто любовь, которая знакома многим людям, но и духовная связь.

Савва был бесконечно преданным человеком. Если уж он кого-то полюбил, это на всю жизнь. Мы с ним оба удостоились счастья быть духовными сыновьями отца Алипия, настоятеля Псково-Печерского монастыря, который столь много сделал для отечественного искусства. Не без помощи Саввы отец Алипий познакомился с тогдашним директором Русского музея Владимиром Пушкаревым. После смерти отца Алипия его великолепная коллекция была передана частью в Москву (западноевропейское искусство), а частью - в Русский музей (древнерусское и русское искусство). И Пушкарев выпустил каталог этой коллекции! Это в советские-то годы! Правда, отец Алипий был назван там своим светским, мирским именем. И сейчас в экспозиции музея можно видеть две великолепные картины Василия Поленова из собрания отца Алипия.

Можно сказать, что Савва Ямщиков был популяризатором древнерусского искусства. Он всеми силами старался спасти древнерусские шедевры, пробудить в людях любовь к ним. А значит - к России.

Я видел его совсем недавно. Он приезжал в Петербург, чтобы открыть в Союзе художников приуроченную к своему 70-летию выставку «Музей друзей». Там были картины из его коллекции, экспонаты которой он не покупал на аукционах и в антикварных магазинах, а получал в подарок от своих друзей-художников. У него было невероятное количество друзей. Его любили. И эта любовь не исчезнет с его уходом из жизни.

↑ Наверх