Доска с таинственной судьбой вернется на Большую Морскую
На здании бывшего кинотеатра «Баррикада» вновь увековечат память Грибоедова
Музей городской скульптуры планирует в ближайшее время установить мемориальную доску А. С. Грибоедову на фасад дома № 14 по Большой Морской улице (известного как бывший кинотеатр «Баррикада»). Здесь писатель проживал в 1828 году, это была его последняя квартира в Петербурге. Мемориальная доска за время своего существования несколько раз пропадала, а потом таинственным образом находилась. Теперь она займет свое прежнее место на реконструированном здании, которое теперь принадлежит компании «Талион». Осталось только дождаться согласования с КГИОП.
У дома № 14 по Большой Морской улице богатая история. В 1716 году на его участке был построен деревянный Мытный двор, позже уничтоженный пожаром. В 1755 году по проекту архитектора Растрелли был построен обширный временный деревянный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Затем участок перешел в собственность генерал-полицеймейстера Чичерина. В конце восемнадцатого столетия к знаменитому «Дому с колоннами» купец Косиковский, очередной владелец здания, пристроил со стороны Большой Морской корпус в стиле русского классицизма, который не уступал по красоте центральной части здания, выходящей на Невский проспект. Строился он в 1810-х годах по проекту зодчего Василия Стасова. Затем дом находился в собственности братьев-купцов Елисеевых. Именно здесь находился известный в Петербурге ресторан, содержателем которого был француз Пьер Талон. Это популярное заведение просуществовало до 1825 года. Затем в здании находилась «Контора частных должностей», своеобразная биржа труда, а в советское время - кинотеатр «Баррикада».
В 1828 году в этом доме поселился А. С. Грибоедов. Его квартира была обставлена весьма скромно и просто, самым богатым украшением был рояль. Это было последнее место, где писатель проживал в Петербурге. В 1945 году на доме установили мемориальную доску А. С. Грибоедову, архитектором был Н. И. Смирнов. Первоначально она была мраморная и содержала такой текст: «В этом доме жил Александр Сергеевич Грибоедов в 1828 г. Здесь была последняя квартира Грибоедова в Петербурге».
Мраморная доска неоднократно реставрировалась, так как мрамор подвержен разрушению. Параллельно скульптор П. С. Кирпичников создавал бронзовый барельеф Грибоедова для новой монументальной доски. В 1948 году согласно распоряжению Комитета по делам искусств был исполнен проект новой художественной доски с портретным бронзовым барельефом. По заказу Музея городской скульптуры доска была изготовлена из гранита. Барельеф укрепили и в 1961 году установили на фасад здания.
А спустя много лет с мемориальной доской стали происходить чудеса, достойные пера писателя детективных романов. В апреле 2002 года специалисты музея зафиксировали исчезновение доски. На ее месте появилась реклама магазина «Гранд-персона». Когда обратились к служащим этого магазина, те сообщили, что о местонахождении доски ничего не знают. Музей обратился в милицию. Через некоторое время доска вновь появилась на фасаде, о чем в музей из милиции пришло уведомление.
Затем дом начали готовить к капитальной реконструкции. На это время предполагалось хранить доску в фондах музея, отреставрировать и вновь установить. Но, выехав на демонтаж, сотрудники музея вновь не обнаружили ее на фасаде. Поиски начались с фирмы-подрядчика.
- Что-то мы снимали, ищите, - сказали рабочие на уже начавшейся стройке. И нашли! Извлекли из кучи мусора в полуразрушенном подвале, можно сказать, из-под руин здания.
Реконструкция здания длилась с 2002 по 2009 год. Сейчас фасад уже готов. Дом теперь принадлежит компании «Талион», здесь будет располагаться гостиничный комплекс с магазинами и ресторанами. Музей планирует установить отреставрированную доску, как только согласует вопрос с КГИОП и заказчиком, так как для этого необходимо проделать четыре отверстия для крепления в свежеотреставрированном фасаде. А в нижнем этаже будет располагаться ресторан «У Грибоедова» - еще одно своеобразное напоминание о безвозвратно ушедшей истории дома.
Прямая речь
Екатерина Шишкина, начальник отдела городской скульптуры и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры:
- В историях бытования мемориальных досок Санкт-Петербурга судьба доски Грибоедову невероятна тем, что в большинстве случаев доски исчезают при строительных работах навсегда. Например, мемориальная доска писателю К. А. Федину на Литейном проспекте, 33, исчезла с фасада в 2006 году при начале строительных работ. Или мемориальная доска В. В. Козлову на площади Искусств. Сейчас она уже воссоздана в новом материале.
Владимир Аркушенко, заместитель генерального директора по строительству ОАО «Талион»:
- При реконструкции здания на Большой Морской стены были сохранены, прочность кирпичной кладки составляла 30%, поэтому ее пришлось укреплять металлоконструкциями, закачивать под давлением цемент. Но главное, что кирпич остался тот же, что и был, а значит, осталась аура.
Исторические элементы интерьеров мы тоже по возможности сохранили. Другой вопрос, что после революции там были коммуналки, нам пришлось снимать 15 слоев обоев, 3 слоя паркета. Само здание за двести лет существования уже трижды перестраивалось, поэтому как воссоздать его исторический облик- большой вопрос. Конечно, будут новая проводка, трубы, электричество. Скоро в здании откроется многофункциональный бизнес-центр, состоящий из гостиничного комплекса, нового киноцентра, ресторанов, баров, магазинов. А к тому, что на фасад вернется мемориальная доска Грибоедову, я отношусь абсолютно положительно. Так и должно быть, во всех странах Европы принято сохранять память о культурном наследии.
Юлия БИБИШЕВА
Важно: Правила перепоста материалов