Газета выходит с октября 1917 года Thursday 15 мая 2025

Грязь в Неву идет с Ладоги?

Обращение зеленых стало еще одним аргументом в пользу объединения города и области

Ровно месяц назад активисты «Совета «Гринписа» передали губернаторам Валентине Матвиенко и Валерию Сердюкову письмо с обращением по поводу состояния Невы. Под письмом стояло 15 тысяч подписей. В нем власти двух регионов фактически обвинялись в том, что они не позаботились об эффективном водном контроле, в результате чего Нева по-прежнему является крайне загрязненной рекой. И все это, мол, в скором времени может поставить город на грань экологической катастрофы.

Администрация Петербурга подготовила достаточно квалифицированный ответ, составленный специалистами комитета по природопользованию.

Комитет проинформировал «Совет «Гринписа», что Нева со всеми притоками вообще-то река федеральная, а не городская. И потому государственный водный контроль и надзор за ее состоянием никак не входят в компетенцию городского правительства. Этим занимается Росприроднадзор. А нормативы сбросов для предприятий Невско-Ладожского бассейнового округа устанавливаются органами Росводресурсов.

Тем не менее Нева - основной источник питьевой воды для Петербурга, а значит, ее состояние напрямую касается города. В прошлом году, как сказано в ответе комитета, Росгидромет провел мониторинг загрязненности Невы. Он показал весьма любопытный результат: индекс загрязнения воды... уменьшился на всех створах Невы (то есть в точках контроля качества воды). То есть ситуация с содержанием вредных веществ в стоках, расположенных в городской черте, улучшилась.

Проблема же в том, что загрязненная вода в Неву поступает из водных бассейнов, расположенных в других регионах.

Специалисты напомнили зеленым, что Нева вытекает из Ладожского озера, в которое впадают в общей сложности 32 реки, включающие водосборы Онежского озера, озер Ильмень и Саймы (Финляндия). Эти водосборы полностью или частично расположены в Карелии, Ленобласти, а также в Новгородской, Псковской, Тверской, Вологодской, Архангельской областях и двух зарубежных странах - Финляндии и Белоруссии. И уровень загрязнения Невы обусловлен сбросом загрязняющих веществ со сточными водами предприятий, расположенных в границах всего Невско-Ладожского бассейнового округа.

Тем не менее именно эту воду мы пьем. И город вынужден принимать меры, чтобы в квартиры она поступала чистой. Как сказано в ответе комитета, Петербург уже потратил на это более двух миллиардов долларов - в том числе на строительство новейших очистных сооружений. А в текущем году в рамках реализации экологической политики Санкт-Петербурга будет выделено еще около четырех миллиардов. Правда, не долларов, а рублей. Они пойдут на строительство систем канализации, очистки, водоотведения, на обустройство водоохранных зон, береговой полосы... А с вводом в эксплуатацию второй очереди Главного канализационного коллектора сброс неочищенных сточных вод в Петербурге составит всего 4 процента от их общего объема. Кстати, тем самым будет установлен европейский рекорд.

Ни один город Европы пока даже не планирует довести долю очищенных стоков до 96%! Правда, произойдет это только в 2011 году.

Что касается «нефтяной опасности», то и тут город принимает серьезные меры. Оказывается, у нас создана самая эффективная на Северо-Западе России система выявления и ликвидации нефтеразливов - в том числе и тех, что идут с верховий Невы.

Так что гринписовцы оказались явно плохо информированы. Тем не менее их акция оказалась неожиданно полезной губернатору Валентине Матвиенко. Как известно, на днях она выступила с идеей объединения Петербурга и Ленобласти. И зеленые подбросили здесь неожиданный аргумент: экология двух субъектов Федерации настолько взаимозависима, что «лечить» ее нужно исходя из общих интересов и возможностей. Между тем Ленобласть явно отстает от Петербурга по части водоохранных мер, ведь они требуют гигантских вложений, которых у области нет. Недаром Валерий Сердюков пока ничего внятного зеленым так и не ответил.

Марина ГЛЕБОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх