Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 января 2025

Валерий Гергиев устал от архитектурных фантазий

Открытый тендер (а не закрытый конкурс, как раньше) был объявлен 15 июня по  указанию Владимира Путина. Министерство культуры и лично Валерий Гергиев убедили премьера в невозможности построить утвержденный Главгосэкспертизой стеклянный купол, придуманный  французским архитектором-сказочником Домиником Перро. Не так давно, 3 июля, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала незаконными ряд конкурсных условий, ставящих участников в заведомо неравное положение, однако спустя несколько дней неожиданно отказалась от своего решения. Затем организаторы конкурса вдруг отказались выставлять выбранные после предквалификации пять проектов участников. Министр культуры Александр Авдеев заявил, что выставки проектов не будет и что общественность будет знакомиться с ними в СМИ.

«Вечерний Петербург» счел большой честью для себя попытаться выполнить эту нелегкую общественно-ознакомительную  функцию.

Как первый вальс, оно не позабудется!

Напомним читателям «ВП», что первый из череды  конкурсов  стартовал 14 января 2003 года. К участию в нем были приглашены 5 российских команд (3 петербургские и 2 московские) и 6 зарубежных (из Швейцарии, США, Японии, Франции, Австрии и Нидерландов). Проекты были выставлены в парадной анфиладе Санкт-Петербургской академии художеств в двух залах. Громкая  выставка привела к шумному скандалу - как недавно признался худрук Мариинки, в последний день работы жюри ему было предложено не приходить в академию...

...Прошло шесть лет. За это время  не только сменились три министра культуры и  два подрядчика проекта второй сцены. За это время случились две питерские глобальные театральные реконструкции - Михайловского и Молодежного театров (последняя вполне успешна и уже заканчивается, несмотря на кризис, практически в полном соответствии с законом о госзаказе) - и начаты два больших проекта - Театра Европы (концепцию утвердил Градсовет) и  Дворца танцев Бориса Эйфмана.

Также за это время началась и одна московская реконструкция - Большого театра. Как известно, если в Питере под Мариинкой-2 в процессе строительства неожиданно нашли сметанообразный грунт, то в Москве под Большим вдруг всплыла неведомая подземная река. Ну и всплыли неведомые доселе новые сметы на подрядные работы, само собой! Любопытно, что в минувшую  пятницу  в столице другое жюри, только судебное, также выбирало сменившегося застройщика-подрядчика проекта реконструкции Большого. (Заметьте, подрядчики научились аккуратно «кидать» государство именно в  разгар кризиса.) Ну а у нас уже сегодня, 28 июля, конкурсная  комиссия под председательством уже нового министра культуры России, Александра Авдеева, окончательно и навсегда, будем надеяться, определит последнего победителя.

Проклятие Доминика Перро

Чем же вызвано проклятие, упавшее по воле рока и отчасти по воле Доминика Перро не только на Мариинской театр, но и на петербуржцев, ждавших совсем других, в том числе строительных, итогов первого  конкурса? Нельзя сказать, что  господина Перро чересчур полюбили его российские коллеги. Скажем, когда Перро пригласили на Съезд архитекторов в Москву, то поселили маэстро в гостинице «Россия» именно в том номере, где сверху и снизу с 7 утра шел  ремонт. Но дело не только в нелюбви к иностранным именитым зодчим. Так же, как зло порождает зло, снобизм порождает снобизм. И именно закрытым, снобистским составом участников первого конкурса и абстрактно-творческим критерием
определения победителя, вероятно, можно объяснить неутешительный итог строительства второй сцены Мариинки.

В России, в том числе и советской, схожих примеров - тьма. Дворец Советов - один из них. Театр Красной Армии - другой. Но эти грабли, похоже, вечны. В итоге для федерального и городского бюджетов проект «Мариинка-2» оказался не золотым, а платиновым. 

Залог 15 млн. - не простое украшенье!

Зато очень точным инструментом в современном конкурсе стал залог для участников проектного соревнования - 15 миллионов рублей. И ведь они у архитекторов нашлись! Да и в целом ясный и прозрачный критерий, наконец-то выдержанный в полном соответствии с федеральным законом  № 94 о госзаказе, станет, будем надеяться, последним конкурсным пунктом на пути завершения проекта нового здания Мариинки.

Все вроде как встало на свои места, и теперь наименьшая цена - один из главныx критериев победы. Как заметил заместитель министра культуры Павел Хорошилов, участники конкурса «имеют право» по своему усмотрению раскрыть предлагаемое ими архитектурное решение в виде демонстрационного материала. То есть пояснения, дополнения, картинки - ЛИШЬ ДЛЯ СВЕДЕНИЯ! Извинения по этому поводу интеллигентного министра культуры Александра  Авдеева абсолютно непонятны. Скажите, разве не так и надо было действовать с самого начала? И деньги бы сэкономили, и проект, глядишь, выполнили! А архитектурное решение театра все равно автор должен был утвердить у главного архитектора города. К тому же конкурс теперь стал доступен для всех. Любой студент (если предположить, что он имеет необходимые 15 миллионов рублей на обеспечение участия) может подать конкурсную заявку на участие. 

Принципиально отказываемся платить, или кто сошел с лыжни

Итак, новый конкурс на архитектурное решение фасадов второй сцены Мариинского театра был объявлен 15 июня. Заявки на участие в нем подали 9 российских и зарубежных компаний. В минувшую среду с дистанции были сняты четыре. Среди выбывших - московский архитектор Алексей Денисов, спроектировавший астраханский музыкальный театр и считавшийся одним из фаворитов конкурса. Впрочем, он же публично оспаривал условия его проведения, считая, что организаторы ориентировались лишь на одного подрядчика.

Мировая архитектурная звезда, лауреат Притцкеровской премии Ханс Холляйн, невероятно талантливый и эмоциональный человек, увы, не справился с условиями ФЗ-94 и из 13 требующихся для заявки документов показал лишь один.

В шотландском архитектурном бюро RMJM (компания, которая выиграла конкурс архитектурных концепций «Охта центра») при цене проекта в 300 млн. рублей посчитали требование оплаты залога несправедливым и платить за участие отказались принципиально. А разрешите спросить - почему? Или мы обиделись, что теперь все могут играть в прежде закрытом мужском архитектурном клубе?

Питер выставил самую низкую цену

Санкт-Петербург на конкурсе представлен известными и не очень компаниями. Но так и должно быть в открытом тендере. Терпите и учитесь, господа! Назовем их всех.

«Ленгипротранс». Стоимость проектирования - 285 млн. рублей. Срок реализации проектных работ - 12 месяцев. Объем предоставляемых гарантий качества - 90 млн. рублей.

Интересно, что компания не представила никаких графических материалов для  подтверждения своей конкурсной заявки. Но по нынешним условиям это вовсе и не обязательно!

«ЛенПолПроект» (выбыл из конкурса). 215,4 млн. рублей - одна из минимальных по стоимости проекта заявок. 12 месяцев - срок выполнения работ, 90 млн. рублей - гарантия качества. 

«КБ высотных и подземных сооружений». 300 млн. рублей, 9,5 месяца.

Вот здесь самое интересное и начинается. Консультанты проекта и его архитекторы - канадское бюро «Diamond&Shmidt» - несомненно, одни из фаворитов конкурса. Но не только конкурса, но и маэстро Валерия Гергиева, который за последние 7 лет сменил немало архитектурных фаворитов проектов второй сцены. Стоимость проекта и маленькая (по сравнению с потугами Перро), и не маленькая (в сравнении с другими участниками).

Впрочем, с затратами на сказочника Перро уже ничто не сравнится. К тому же архитектурная затея бюро вполне устраивает маэстро Гергиева и соответствует критериям условий конкурса. Как признался уставший от архитектурных фантазий худрук Мариинки, четко спланированный объем здания  убедил его простотой, ценой и сроками выполнения.

Проектно-производственная фирма «А. Лен» (руководитель - известный петербургский архитектор Сергей Орешкин) выставила проект ценой 245 млн. рублей и  сроком выполнения проекта 11 месяцев, 90 млн. рублей - гарантия качества. Здесь, как и обычно у Орешкина, функциональное решение вполне технологично и градостроительно внятно. Ясны контуры парковки, работающие отдельной составляющей силуэта объемного решения здания театра.

Перед новою столицей не поникла старая Москва

Древняя столица отнюдь не забыла о новом конкурсе. Институт «Моспроект 1», мастерская № 22, выставил предложение ценой 236 млн. рублей  и  сроком выполнения 11,5 месяца. Да еще с иллюстрациями. Да еще с какими! Руководитель Союза архитекторов России Андрей Боков, представивший этот проект, участвовал в первом конкурсе на проект Мариинки-2  и, хоть его не выиграл, получил если не идеальную, то очень хорошую прессу. Было бы странным и неожиданным для настоящего художественного характера, коим, несомненно, обладает Андрей Боков, забыть о возможности участия в новой вариации конкурсной процедуры. Здесь же мастер усовершенствовал свой первый проект, добавив к нему анфиладу деревьев, проходящих по аркаде нового здания, и приведя фасады к более классицистическому решению.

«Ведущая проектная научная реставрационная компания» (выбыла из конкурса). 120 млн. рублей, 10 месяцев, 90 млн. рублей. Это самая низкая  цена. Однако иллюстраций проекта мы не заметили.

ГУП «Московский научно-исследовательский и проектный институт объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения» также не остался в стороне с ценой проекта 255 млн. рублей и сроком выполнения 12 месяцев. Зато гарантии качества  - аж 160 млн.!

Главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев абсолютно уверен, что новые проекты фасада 2-й сцены Мариинского театра, которые представили 9 компаний - участников конкурса, не постигнет та же участь, что и замысел французского архитектора Доминика Перро.

Вы  знаете, дорогие читатели, сотрудники «Вечернего Петербурга», посмотрев на условия  проведения и представленные материалы нового проектного конкурса, тоже в это поверили! И  теперь мы можем смело сказать: спите спокойно, жители Петербурга! Кошмар Доминика Перро не повторится.

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх