Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

В Выборге открылся парк детройтского периода

- Не хватает только, чтоб нас увезли отсюда на «воронках», - пробормотал кто-то. Я промолчал, но мысленно согласился. Во дворе нас ждал вполне современный туристический автобус, салатового цвета, с округлой аэродинамической кабиной, даже с работающим кондишном. На нем мы все - кучка журналистов - и добрались до Выборга. Здесь как раз готовился к торжественному открытию новый музей ретроавтомобилей. Крупнейший, между прочим, в Европе. Создатели, члены старейшего клуба «Ретро-юнион», утверждают: с их коллекцией может сравниться только аналогичный музей в Детройте. Но там-то это понятно, все-таки столица автомобилестроения! А у нас откуда взялись все эти великолепные монстры?

Действительно, они, на наш взгляд, привыкший к обтекаемым каплевидным формам, выглядят эксцентрично, броско, невообразимо. Аэродинамика нашего замечательного автобуса - все эти покатые, будто вылизанные, формы - тут так же неуместна, как трейлер дальнобойщика в кортеже английской королевы. Здесь бал правят острые и прямые углы, гордо выдающиеся над корпусами. Или наоборот - очертания волнообразные, причудливо загнутые, словно барочные украшения или застывшие формы неизвестной жизни. Огромные решетки, лихо загнутые над колесами крылья. Заостренные, как пламя из сопла ракеты, лампочки задних огней.

Это и есть в сущности динозавры, жители прежних эпох. Наверное, они поражают нас нынешних примерно так же, как поражали советских людей ровно 50 лет назад, в июле 1959 года, когда в СССР проходила Американская национальная выставка. Многие из здешних автомобилей принимали в ней участие.

Всего их здесь выстроилось более 150 - на двух этажах огромного застекленного музея, больше походящего на дорогой автосалон.

- Год назад здесь не было этого здания, - вспомнил Сергей Свиридов, президент клуба «Ретро-юнион». - Тут было довольно грустное зрелище, и не верилось, что удастся что-нибудь сделать. Помог своей энергией Георгий Александрович Порядин, глава Выборгского района. Все музеи в нашей стране составлены по принципу «микса»: «мерседес», за ним - «кадиллак», рядом - «Москвич»... А у нас выставлены целые линейки. Такого больше нигде нет. Покупали, собирали долгое время в самых разных местах... Вот, например, крылатый «кадиллак» 60-го года. Знаете, где мы его нашли? В огороде в Ярославской области. В нем хранили лопаты и старые ящики. К счастью, запчасти имеются. Американский автопром до сих пор выпускает некоторые детали, а прочее можно купить на разборках. Даже на довоенные модели. С нашими автомобилями гораздо сложней. Ничего не найти. Приходится разбирать оставшиеся.

Тут довоенные «форды», «фольксвагены», восхищавшие Гитлера как «истинно немецкий народный автомобиль». И больше всего поражали воображение гордо выстроившиеся произведения в духе «детройтского барокко», или в так называемом плавниковом стиле. У них действительно плавники, или крылья, - острые, торчащие вверх, по диагонали или вбок. Огромные, мощные машины, роскошно отделанные и выкрашенные в яркие цвета.

- Их создатель - летчик военной авиации Харви Эрл. В войну он служил в одном полку с Антуаном де Сент-Экзюпери. После войны он спустился на землю, но... вы же понимаете, что летчики никогда не перестают летать, - восторженно рассказывал нам Сергей Свиридов, проводя экскурсию по своему музею. - На войне его машиной был фронтовой бомбардировщик. Обратите внимание на эти два киля. Узнаете? Они превратились в плавники его знаменитых автомобилей. И вскоре на этих авто катались и король рок-н-ролла Элвис, и прекрасная Мэрилин - на своем «кадиллаке эльдорадо» 1958 года. Это был так называемый рокабиллистайл, особый стиль жизни, полный изысков. У нас вы видите подлинные машины, принадлежавшие и Элвису Пресли, и Мэрилин Монро.

Девушка-блондинка, позирующая перед шикарной машиной, очень узнаваемо выставила плечико и прикоснулась к волосам - и все почти наяву увидели шикарную Мэрилин.

Шедевры «детройтского барокко» и машины американских знаменитостей и президентов - это далеко не все, что можно увидеть в музее. Тут, к примеру, есть еще и авто советских вождей. Хрущев и Брежнев были любителями хороших машин. Поэтому здесь есть и подаренные им роскошные авто, и некоторые попытки следовать американской моде, образцы советского «плавникового стиля» - как наша знаменитая «Чайка».

Так что про «воронки» вспомнили вполне кстати: эти «ГАЗы» смотрелись бы тут более чем уместно. Вместо них для желающих обещали подготовить другой щекочущий нервы аттракцион: вскоре можно будет покататься в таком же «линкольне континентале», в каком был убит президент Кеннеди.

Тут и военные грузовики (а рядом с ними позируют советские и американские пехотинцы Второй мировой), и мотоциклы «харлей дэвидсон», и самодельные трехколесные «трайки» - у которых перёд мотоциклетный, а задняя часть - от небольшого автомобиля. Спортивный автомобиль принца Монако. И наконец, русский «феррари», который был вырезан из пенопласта ленинградским инженером, - конечно, в единственном экземпляре!

- Одна моя мечта только что исполнилась. Очередная - сделать, чтоб подобная коллекция появилась и в Петербурге, - заключил Сергей Свиридов. - Правда, два часа до Выборга - не слишком большая цена за удовольствие от погружения в шикарное рокабилли вместе с Элвисом и Мэрилин.

Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх