Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 15 января 2025

Уж до чего шероховато время, а все равно люблю его за хвост ловить…

В Павильонном зале Эрмитажа показали уникальные часы работы английского мастера Джеймса Кокса, которые реанимированы музейными реставраторами

Небо над Невой обложено чернильными тучами, которые пригасили даже обычно сияющую золотую иглу Петропавловского собора. Потому в Павильонном зале Зимнего дворца пришлось зажечь все хрустальные люстры, несмотря на ранний час.

В этом красивом зале, из которого можно выйти в знаменитый Висячий сад, всегда толпы туристов. Большинство приходят сюда посмотреть на диво дивное - знаменитые часы «Павлин» работы английского мастера Джеймса Кокса.

Но вчера журналисты собрались в Павильонном зале не ради «Павлина». Показывали настольные часы работы того же мастера. Между собой эрмитажники называют их малым Коксом, в отличие от «Павлина» - большого Кокса.

Малый Кокс, который сейчас реставрируется, - это настольные часы, сделанные из золоченой бронзы и агата в 1760 - 1790-х годах. На постаменте в виде агатовой шкатулки - лев. На спине у льва - беседка, на крыше беседки - взгромоздившийся носорог, который в свою очередь поддерживает часовой барабан со стразами (заметим, что стразы в те времена были редкостью и стоили немногим дешевле бриллиантов). На крыше шкатулки - два негра на коленях. А на головах у них - корзинки с цветами. По углам - бронзовые вазочки с букетами. И - как будто всего этого мало - ножки ларца опираются на спины бычков...

Выглядит довольно-таки эклектично, но богато. Просто мечта рублевских жен, да и только.

Старший научный сотрудник Эрмитажа, занимающийся реставрацией малого Кокса, - Валентин Алексеевич Молотков - объяснил, что в своих работах Кокс ориентировался на восточный рынок (в основном китайский), вкусы и потребности которого хорошо знал и всегда учитывал. Потому и превращал свои изделия в причудливые игрушки для взрослых детей, золотил бронзу, щедро рассыпал стразы - чтобы все сверкало, блестело. При этом золото, к примеру, было низкопробным, недорогим.

Но главное в изделиях  Кокса - не чистота и утонченность стиля, а уникальные по тем временам механизмы. Вот эти часы, например, снабжены механизмом, играющим шесть мелодий на девяти колокольчиках.

Рассматривая, так увлеклись, что не заметили появления директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который и представил новый реставрационный проект музея:

- Мы специально устроили презентацию рядом с «Павлином». Вы можете увидеть, как разнообразны были работы этого мастера. В нашем музее сейчас действуют две научные лаборатории - по реставрации часовых и музыкальных механизмов и реставрации ювелирных изделий. Работа по реставрации этих тонких механизмов требует квалифицированных специалистов и материальных вложений. Эти маленькие часы попали в Петербург из Китая в 1913 году. Позднее, в 1931 году, они всплыли на аукционе. Но по счастью, видимо, не нашли покупателя и вернулись обратно в СССР, осев в фондах Эрмитажа. Им был нанесен значительный ущерб: они, вероятно, не раз падали, были сломаны, не хватало нескольких букетов, бесследно исчезла звезда. Привести в порядок этот «маленький Кокс» стало возможно благодаря спонсорской помощи.

Тут механизм запустили, и колокольчики начали вызванивать нежные мелодии, а фигурки стали медленно вращаться. На радость журналистам, завели и «Павлина», который показал себя во всей красе, распустив великолепный хвост, а затем поприветствовал собравшихся пронзительными криками.

Реставрационные работы над малым Коксом еще будут продолжаться. Но главное - они уже отсчитывают время, которое, как говорила кэрролловская Алиса, всегда ходит только вперед, а назад - никогда!

Зинаида АРСЕНЬЕВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

Прямая речь

Валентин Молотков, старший научный сотрудник Эрмитажа:

- О самом Джеймсе Коксе известно многое. Масштаб его деятельности был огромен. Во второй половине XVIII столетия он был столь же знаменит, как сто с лишним лет спустя Карл Фаберже. И подобно Фаберже, Кокс был не столько мастером и ювелиром, сколько, говоря современным языком, блестящим менеджером, сумевшим создать огромную империю с представительствами во многих городах и странах. На Кокса работало множество специалистов, но все изделия, созданные здесь, выходили под грифом мастера с его личным клеймом. Сегодня большинство коксовских вещей находятся в Китае, в Европе их совсем не много.

↑ Наверх