Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Жара? Пора закупать новогодние подарки!

Иностранные бабушки с круизного судна «Принцесс» запасаются в Питере русскими Дедами-Морозами для внуков

— Рождественские подарки! Русские деды-морозы! — окликала покупателей продавщица сувениров. По-английски. С безупречным британским произношением.


Померещилось, подумалось мне. Жара…

Но весь ее стенд на ярмарке сувениров у Спаса-на-Крови и в самом деле был заполнен фигурками дедов-морозов, рождественскими ангелочками и прочей новогодней мишурой. У соседок по сувенирному бизнесу красовались выстроенные в ряд разукрашенные елочки. Матрешки с Обамой и Путиным были задвинуты не на самые почетные места.

— В жару лучше всего идут деды-морозы, — охотно рассказали девушки. — Ведь иностранцы не оттягивают приобретение подарков до последнего момента. Они с лета начинают приобретать сувениры. Представьте себе итальянцев — у них большие семьи. А бабушка должна сделать подарочки всем-всем. Вот она и раскладывает их по коробочкам уже с лета.

Продавщицы сообщили, что их основные иностранные покупатели — пожилые супружеские пары. Из социальных круизов для пенсионеров, распространенных в Европе. Круизы эти для них недороги, к тому же визу при однодневном заходе в питерский порт открывать не надо — потому туры морем в Петербург популярны. Одна проблема — европейские пенсионеры в целом народ прижимистый, а ввиду кризиса особо экономный.
Стараются обойтись покупкой не более чем на 20 долларов.

Круизные автобусы причаливают к ярмарке каждые десять минут. Прямо перед входом — знак парковки круизов «Принцесс». Того самого судна, которое первым завезло в город свиной грипп — пассажиров с вирусом А (H1N1).

— Девчонки тогда сильно всполошились, — поделился продавец Василий. — Наслушались, понимаете ли, новостей. А я телевизор не смотрю. У меня его уже восемь месяцев нет — живу спокойно. Голова свободна.

На голове Василия нахлобучена серая меховая ушанка с кокардой. Сообщил о себе, что он химик на летних заработках.

— У нас здесь кого только нет. Учителя. Метеорологи. Историк есть. Но такого сезона, как сейчас, не было ни разу. Кризис. Люди без денег приезжают. Социальные круизы! Вот лет семь назад, бывалые люди рассказывали, весной берешь стенд — осенью покупаешь квартиру.

— Так уж и квартиру?

Василий был готов побожиться:

— Правда. Один тип несколько лет назад сделал рекорд на Кленовой аллее, где прежде ярмарка стояла. Он три с половиной тысячи долларов заработал за один день. И за неделю на машину люди зарабатывали — я лично таких знаю. А у меня позавчера на меховых шапках всего 800 рублей! Но в среднем 4 — 5 тысяч рублей в день. Сейчас в офисе где такое заработаешь? В прошлом году уходили с работы, где платили 40 тысяч, потому что мало было. Сейчас по 8 часов сидят и за 16 тысяч. За милую душу, и не выступают.

В целом химик Василий выглядел довольным: работа с людьми, интересная, публика вокруг симпатичная.

— У нас тут так хорошо, — поделилась дама, экономист по образованию. — Мое последнее место работы было секретарем председателя одного из районных советов города. В 1993 году Белый дом сожгли, советы упразднили. Я в жизни не думала, что пойду торговать, но пошла. А теперь у меня свой бизнес, несколько стендов. И отношения здесь чудные. Только ласковое обращение друг к другу — Ирочка, Ванюша, Мариша, все улыбаются!

Легенда ярмарки — бывший моторист Балтийского морского пароходства Алексей. Он торгует советской символикой и православными иконами. Причем умудряется продавать последние даже китайцам.

— Нормально, — сказал он. — И японцы у меня иконы покупают. У них ведь православие сейчас тоже сильно выдвинулось.

— Ты лучше расскажи, как у тебя Берлускони с Путиным покупали, — подначивает его сосед, парень, торгующий дедами-морозами.

— Не с Берлускони, а со Шрёдером, — поправляет бывалый моряк торгового флота. — Короче, зашли сюда вместе Путин и Шрёдер. Шрёдер выбрал для внучки дешевый малахитовый браслетик, еще и поторговался. Дальше пошли, мимо меня. Я Путина окликнул — говорю, могу предложить подарок. Он ответил, что и сам в состоянии купить. Выбрал акварельку с видом Петропавловки, за 200 рублей. Дал мне 500, а я отвечаю, что сдачи у меня нет. Он меня по плечу похлопал, сказал, я теперь его должник по жизни.

У Алексея с тех пор репутация неплательщика, задолжавшего президенту.

Вообще, говорит он, кого здесь только не побывало. Праправнук Николая I Димитрий Романов. Художник Илья Глазунов. Актер Игорь Дмитриев, ныне покойный. Муж датской королевы, заходил с Романовым.

Может, говорю, и сама Мадонна к нему заглянет — ей 2 августа по соседству выступать.

— Мадонна? Здрасьте! — усмехается моторист. — Люблю я с молодости Пьеху. И мне достаточно.

Алла РЕПИНА

Фото автора


↑ Наверх