Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Человек бегущий

Как стать марафонцем и, главное, зачем им становиться?

Форест Гамп, однажды начав свой бег, четыре раза пересек Соединенные Штаты Америки. Миф это или быль, можно только гадать. Хотя, наверное, незачем. Поскольку реальность зачастую впечатляет не менее, чем художественный вымысел. Виктор Гордюшенко из Москвы только одними марафонами пробежал в общей сложности 10 886 километров, что составляет более четверти окружности земного шара. Владимир Угрюмов из Рязани за год финишировал на 50 марафонах, покрыв расстояние от Варшавы до Анкары, равное 2200 километрам.

Корреспондент «Вечернего Петербурга» решил узнать, чего стоят подобные достижения и ради чего люди идут на такие подвиги, и побывал на IV Тихвинском марафоне, снискавшем популярность среди бегунов не только Петербурга, но и более отдаленных городов России. Кстати, его организатор - Александр Белов в этот день пробежал свой 100-й марафон.

Точкой сбора бегунов был Петербург. Откуда в Тихвин их везли на автобусах и автомобилях. Вашему покорному слуге нашлось место в одной из машин, его попутчиками стали марафонцы - представители историко-культурного движения «Флаг Андреев - град Петров»: преподаватель вуза доцент Владимир Бажин и врач, а ныне бизнесмен Игорь Матухин.

Именно они отвечали на вопросы, как стать марафонцем и, главное, зачем им становиться?

С чего начинался бег

Владимир Бажин: - В юности я занимался легкой атлетикой. Я и сейчас, рванув на спринте, могу показать приличный результат. Но после двух таких рывков можно сразу же идти к кардиологу, травматологу или к другим специалистам. Такие пиковые нагрузки не для людей выше среднего возраста. А длинные дистанции - не важно, бегом, на лыжах, на велосипеде - для нас идеальны. Они для всех идеальны. Это символ физической культуры. Скорость можно взять на допинге. 42 километра 195 метров на наркотиках не пробежать. Это смертельно опасно. Я бы приравнял взятие этой дистанции к кровопусканию - к полному очищению организма. Причем без помощи платных шарлатанов. Сам я - вообще редкий экземпляр.

Марафонцы с весом больше ста килограммов, как у меня, - скорее исключение из правил. В основном они все сухие, как щепки. Поэтому я никогда не прибегу в призерах. Тащить такой вес на десятки километров очень тяжело. Но для меня важно не это. Я должен добежать до финиша. Чего бы мне это ни стоило.

О судьбе Игоря Матухина можно писать книгу. Несколько лет назад попал в автокатастрофу, получил тяжелейшие, почти несовместимые с жизнью травмы, включая и травмы опорно-двигательной системы, и, еле выбравшись из реанимации с категорическими запретами врачей заниматься бегом и другими активными видами спорта, все-таки рискнул. Стал тренироваться, сначала встал на лыжи, потом перешел на бег, в какой-то момент вышел на свой первый марафон, прошел его и не смог остановиться. Кстати, на Тихвинском марафоне Игорь Матухин занял в своей возрастной группе 3-е место.

Игорь Матухин: - Мне недавно исполнилось 40 лет. В молодости я тоже занимался спортом - лыжами. Но потом случилась эта трагедия. Когда я находился на реабилитации, мудрый профессор махнул рукой: мол, какой спорт - вот вам костыли. Полгода на них костылял. А потом решил - хватит. А когда прошел свой первый марафон (сам - врач, пусть и отошедший от практики) - удивился. И засосало. Побегав еще немного, почувствовал, что могу. И мне даже стал важен результат.

Когда кончаются углеводы

Трасса в Тихвине была очень сложной. Предыдущие три марафона проходили в центре города - гладкий асфальт и один подъем у Тихвинского монастыря. А на этот раз сотрудники местного отдела ГИБДД заявили, что им очень хлопотно перекрывать движение. И дистанцию перенесли на природу - через поля, леса и болота... лужи, горки, пригорки... отовсюду пахло недостижимой земляникой, кусали слепни...

И. М.: - Во время бега сжигаются все углеводы, и их обязательно надо пополнять. Самый критический момент для марафонца - 30-й километр.
Чувствуешь полное бессилие, перед глазами идут круги. В июне в Петербурге был марафон «Белые ночи». Стояла жара. После второй трети дистанции показалось, что не добегу. Состояние было близкое к потере сознания. Перешел на шаг. И, добежав до точки, съел банан. Как сейчас помню - организм буквально всосал его. А получив порцию углеводов, ожил. Добежал.

Марафон - это не просто пустая дорога. Через каждые три с половиной километра стоят пункты, где бегун может выпить воды, а еще лучше соку, съесть, например, банан или изюм (кстати, в Германии бегунам дают для подкрепления пиво и яблоки), и вытереть пот влажной губкой. Ни один человек не пробежит 42 км без подпитки.

В. Б.: - Бежишь, бывало, с ног от усталости валишься, с организмом черт знает что происходит. И начинаешь честить себя на чем свет стоит: ну зачем ты пил, зачем курил столько лет? Зачем ел все подряд? На дистанции шлаки вытапливаются. Это помогает сохранять форму. Но тотально не худею. Хотя мог бы, но я не причисляю себя к чистым марафонцам. И на лыжи встаю, и на велосипед сажусь, плаваю. У каждого подобного вида спорта есть свои длинные дистанции. Игорь тоже универсал. Нам просто надо перешагнуть через предел и пойти дальше. На финише - безумная усталость. Но на фоне ликования и гордости за себя.

Добежать до Антарктиды

Участники марафонов для многих - небожители. Но на самом деле эту дистанцию может взять любой. Если, конечно, у человека нет объективных врачебных противопоказаний. Нужно лишь желание.

В. Б.: - Чтобы начать бегать, надо бегать. Километров по 10 ежедневно достаточно. И это уже само по себе будет диктовать образ жизни. У нас в стране проводится порядка 50 марафонов в год. Информация о них есть в Интернете. Но сразу входить в дистанцию не стоит. Советую сначала пообщаться с теми, кто уже давно бегает. Они расскажут о технике бега. Обо всех тонкостях, которые надо знать бегуну. Уверяю, что после первой дистанции вторая, третья, десятая будут не за горами. Будете следить за всеми объявлениями. И ждать нового старта. Сам, пересекая финишную черту совершенно убитым, клянусь себе, что больше не побегу. Но это так, эмоции.

И. М.: - В первый выход на дистанцию не советую сразу приступать к марафону. Можно не выдержать. Появится страх, как перед прыжками с большой высоты. И преодолеть его уже будет очень сложно. Поэтому на таких мероприятиях всегда предлагаются дистанции для начинающих - 5, 7 километров, полмарафона. Но первый полный запомнится на всю жизнь. Остановиться уже невозможно. Я, выезжая на разные соревнования, полмира посмотрел. Кстати, среди бегунов есть типы, которых называют коллекционерами марафонов. У них счет идет уже на сотни. Некоторые даже в Антарктиде бежали. Только злоупотреблять не советую. После такого напряжения организму необходим отдых. Недели три.

Михаил ТЕЛЕХОВ, фото автора и Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх