Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Определять в кутузку должны вежливо и тактично

Опубликован и поэтому вступил в силу приказ министра внутренних дел РФ, которым он утвердил документ, регламентирующий подробным образом все дозволенные действия дежурных милиции по приему задержанных граждан. Приказ этот имеет номер 248, подписан был аж 1 апреля 2009 года - но до публикации дело дошло только теперь. Видимо, долго думали, стоит ли оповещать всех и каждого о том, какими, по мнению министра, должны быть его подчиненные. Ведь теория и практика, судя по отзывам "клиентов", существенно разнятся.

Кстати, смеха этот приказ явно не вызовет, несмотря на дату появления на свет. Особенно у сотрудников милиции, которым предстоит его выполять. Ведь некоторые требования вполне могут показаться им трудновыполнимыми.

Дежурный - главный

Новый документ называется «Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан». В принципе те же требования содержатся и в законе о милиции, так что новое Наставление вроде бы лишнее. Однако одно дело - закон, другое - приказ непосредственного начальства. Последний явно ближе и понятнее. Потому как имеет непосредственное действие. Нарушил - накажут или вообще уволят.

Цели Наставления определены министром четко.

 Установить последовательность действий сотрудников ОВД после доставления в служебные помещения дежурных частей граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
 Выяснить законность доставления указанных лиц.
 Выполнить все процессуальные действия, предусмотренные законодательством РФ.
 Обеспечить соблюдение прав и свобод доставленных в дежурные части лиц.

Как только какого-либо гражданина доставляют в милицию, все права и связанные с этим обязанности переходят к оперативным дежурным. Действия оперативных дежурных должны при этом опираться на 17 различных нормативных актов РФ - от законов о Конституционном суде и об уполномоченном по правам человека до законов о статусе президента и Счетной палате. А также УК, УПК, КоАП и так далее. Все эти нормативные документы в Наставлении добросовестно перечислены. Наверное, чтобы дежурные ОВД знали, что именно им следует изучать на досуге.

Принципы и результаты

Главный принцип, которым должны руководствоваться сотрудники милиции, принимая доставленного в дежурку человека, - соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина. Ни одно из действий сотрудников милиции не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

Тем не менее дежурный обязан принять решение о дальнейшей судьбе доставленного. Вариантов у него только шесть:

 возбуждение дела об административном правонарушении;
 передача доставленного лица органу дознания или предварительного следствия (сотруднику криминальной милиции), если оно подозревается в совершении преступления;
 передача доставленного в медицинское учреждение, если он находится под действием наркотиков или токсинов, или в медвытрезвитель - если он банально пьян;
 передача несовершеннолетнего органу дознания, сотруднику ИДН, родителям и учителям, медикам;
 освобождение лица, если оно обладает неприкосновенностью;

 освобождение лица, если выясняется неправомерность его доставления или задержания.

При этом в Наставлении зафиксирована святая обязанность оперативного дежурного или даже начальника ОВД принести извинение за допущенную ошибку. В книге учета факт неправомерного задержания должен быть зафиксирован немедленно. После чего должен следовать доклад руководителю органа милиции для принятия необходимых мер.

Но главное, что министр требует от своих подчиненных: «при всех этих действиях оперативный дежурный обязан быть доброжелательным, тактичным, внимательным и вежливым в отношении доставленных лиц».

Алгоритм действий

Просто так принять человека и потом посадить его в «обезьянник» оперативный дежурный не имеет права.

Он обязан соблюдать четко расписанный ритуал. Вначале - принять от тех, кто доставил в дежурку человека, письменный рапорт или рапорт с протоколом об административном правонарушении. Если доставили его другие граждане, от них необходимо принять заявление. Без бумаг - никаких действий.

После этого дежурный обязан установить личность доставленного, его возраст и место жительства. Все данные заносятся в специальную и только для служебного пользования книгу учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел.

Даже если вас сразу же отпустили, запись в книге все равно должна остаться. Если задержан гражданин со статусом неприкосновенного, об этом немедленно извещаются вышестоящее начальство и прокурор. При задержании военных, пожарных и иных граждан в погонах дежурный обязан известить о задержании их непосредственных командиров. А потом передать их для «спецнаказания» по месту службы.

Ну а тем, кто останется, дежурный обязан четко, внятно и громко разъяснить основание и повод ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

О чем расскажут

При запросе информации по телефону оперативный дежурный обязан ответить на следующие вопросы в течение пяти дней.

 О входящих номерах, под которыми обращения зарегистрированы в системе делопроизводства.
 О принятии решения по конкретному обращению.
 О нормативных актах, регулирующих порядок действий милиции (наименование, номер, дата принятия).
 О местонахождении, графике (режиме работы) ОВД.
 О местах размещения в электронных информационных ресурсах необходимых справочных материалов.

Казалось бы, вполне простые требования. Однако добиться ответа на вопрос «на каком основании вы меня задержали?» бывает совершенно невозможно. Если, конечно, вы надеетесь на вменяемый ответ.

Четко регламентированы в Наставлении также правила ответа на телефонный запрос или устное обращение. Общее требование к ответам - тоже простое, но почему-то для некоторых трудновыполнимое. Каждый ответ должен быть подробным, вежливым, в корректной форме. И содержать он должен конкретную информацию, а не какие-то общие слова.

Правда, время каждого разговора у дежурного ограничено - не более пяти минут. При этом ответ должен начинаться с информации о наименовании подразделения, в которое позвонил заявитель, фамилии, имени, отчестве и должности лица, принявшего телефонный звонок.

Если сам дежурный ответить на заданный ему вопрос не может, бросать трубку он не вправе. В этом случае он обязан переадресовать (перевести) ваш звонок на другое должностное лицо или же сообщить вам телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

Информация превыше всего

Допрашивать и проводить любые иные процессуальные действия с доставленными в дежурку сотрудники милиции вправе только в специальных «процессуальных» комнатах. Комнаты должны быть оборудованы при каждой дежурной части и предназначены только для этого. Удерживать в них граждан после заполнения необходимых документов запрещается. Равно как и содержать подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в иных помещениях дежурных частей.

Ну а пока ведется первичный опрос и идет возня с бумагами, доставленный в милицию гражданин должен иметь возможность ознакомиться со своими правами. Для этого в тех же «спецкомнатах» должны быть размещены: выписки из положений КоАП, УК, УПК, Наставления и прочих правовых актов, определяющих порядок проведения процессуальных действий с задержанными. Там же крупным шрифтом должны быть обозначены служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым задержанные могут пожаловаться.

Полную версию статьи читайте в сегодняшнем выпуске газеты "Вечерний Петербург".

Марина Глебова

Фото Натальи Чайки

 

↑ Наверх