Ландау сыграет не актер
Продюсер нового фильма раскрыл некоторые секреты
Его первый скандально известный фильм «Четыре» по прозе Владимира Сорокина получил главные премии на самых престижных европейских кинофестивалях и вызвал жаркую полемику, шквал негодования и неодобрения на родине. На этот раз режиссер, снявший самый безжалостный и разоблачающий фильм про нашу действительность, решил заглянуть в иную эпоху, в наше недавнее социалистическое прошлое.
О новой работе режиссера пока известно очень мало. Создатели фильма почти не общаются с прессой. Но для «Вечернего Петербурга» было сделано исключение. Продюсер проекта Артем Васильев согласился встретиться с корреспондентом «ВП» и рассказал о фильме много интересного, хотя раскрыл далеко не все секреты.
- Артем, расскажите о фильме, который снимает сейчас Илья Хржановский.
- Фильм называется «Дау». Так друзья называли академика Ландау, известного физика, лауреата Нобелевской премии. В основе фильма - его судьба.
- А что привлекло вас в этой личности?
- Кроме того, что он был гениальным физиком, Ландау прожил интересную и насыщенную жизнь, которая прошла в очень интересную эпоху. Фильм будет охватывать большой временной отрезок: от начала ХХ века, когда он родился, до 1968 года - года его смерти. Это время очень насыщенное, оно вместило в себя несколько исторических эпох, через которые и пролегла жизнь этого человека. Фильм будет рассказывать о его отношениях с наукой, друзьями, женщинами, властью, но при этом он не будет классической кинобиографией, просто пересказывающей судьбу. Нет, судьба Ландау - лишь повод для художественного высказывания.
Фильм снимается компанией «Phenomen-films». Это международный проект, в нем участвуют шесть стран - Россия, Германия, Голландия, Украина, Франция и Швеция.
Готовился он очень долго и скрупулезно. Так же тщательно ведется работа. Например, в Петербурге, чтобы отобрать 1200 персонажей, которые будут задействованы в одной массовой сцене на Конюшенной площади, было отсмотрено более 40 000 человек!
- А что за сцена?
- Это Ленинград 1928 года, будет сниматься проход главного героя к храму Спаса-на-Крови. Он идет в толпе, а вокруг него происходит множество мелких событий, жанровых сценок. Люди в толпе - это не актеры, а типажи. Мы их отбирали почти полтора года, потому что Илья очень скрупулезно относится к лицам, все они должны быть достоверны. Даже если по этому лицу камера только промелькнет, оно должно быть из той эпохи, о которой снимается кино, а не из сегодняшней, иначе все будет разрушено. На этой сцене работают 30 режиссеров, каждый из которых отвечает за определенный участок и группу людей. Это не просто толпа, это срез времени плюс определенное цветовое решение. Мы воспринимаем то время как черно-белое, а оно было цветным, возможно, даже более цветным, чем сейчас.
Цветовые коды заложены в эту сцену, и мы пытаемся их реализовать.
- Сколько же экранного времени займет эта сцена?
- Несколько минут.
- В этой сцене происходит какое-то событие?
- Нет, герой просто идет. Это выходной день, праздник, люди расходятся после демонстрации. Мы увидим какие-то транспаранты, вывески того времени, транспорт.
Это очень насыщенная по действию сцена. В Питере мы снимаем еще несколько массовых и интерьерных сцен. Во все это вложена колоссальная энергия, но только так у нас есть возможность получить результат, к которому мы стремимся.
- Возникает главный вопрос: а кто же играет Ландау?
- Это не такая уж страшная тайна, но еще какое-то время я не хотел бы ее раскрывать. Могу сказать, что это известный человек, но не профессиональный артист.
- А как был найден этот человек и в каком городе?
- Мы нашли его в Москве. Для того чтобы найти исполнителей на многие роли в этом фильме, мы устроили кастинг практически всей страны и даже создали на основе той работы электронную базу данных всех актеров Российской Федерации. Искали среди артистов профессиональных и непрофессиональных, среди циркачей, эстрадников... Мы посмотрели всех, и в итоге такой человек найден, и он будет сниматься. Могу сказать, что это не медийное лицо в понимании Первого канала.
- Какими же качествами, необходимыми для этой роли, он обладает?
- Это совокупность данных: талант, энергетика, попадание в образ, в режиссерское решение и в его понимание, каким будет фильм с этим персонажем. Фильм будет состоять из пяти съемочных блоков, будет меняться время, а играть будет один актер. Каждый блок снимается отдельной творческой группой, разными операторами и художниками-постановщиками, потому что в каждом из блоков мы пытаемся визуализировать свою эпоху. Но есть герой, который проходит через все это время, и есть режиссер, который его ведет через это время. Вместе с героем из блока в блок будет переходить совсем небольшое количество действующих лиц. Ни одного из известных профессиональных актеров скорее всего в картине не будет, Илье не важны былые заслуги. Он создает некий ансамбль, важно то, как эти люди будут работать вместе, какая энергетика будет идти с экрана.
- Какие-то сцены уже отсняты?
- Нет, мы вот только начинаем съемки в Питере, следующий блок будет сниматься в Харькове осенью.
- Когда планируется выход фильма на экран?
- Пока на весну 2010 года.
- А на какого зрителя он рассчитан? Это будет «кино не для всех»?
- Это, безусловно, авторское кино, но все же нам кажется, что оно будет интересно и широкому зрителю, потому что в центре - судьба выдающегося человека. Наш сопродюсер Филипп Бобер, который работал с Ларсом фон Триером на картине «Рассекая волны», считает, что у этого фильма есть коммерческий потенциал. У нас будут заняты несколько европейских актеров, довольно известных. Но фильм снимается на русском языке, и это наше принципиальное решение.
Беседовала Виктория АМИНОВА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Кстати
Недавно в некоторых СМИ появилась леденящая кровь информация о том, что Илья Хржановский собирается во время съемок фильма (который журналисты почему-то называли «Дао»), пожертвовать жизнью крыс. Причем сообщалось, что режиссер, мол, обращался с этой просьбой в клуб декоративного крысоводства, чем напугал до смерти любителей этих милых зверьков. Мы попросили Артема Васильева прокомментировать эти слухи: неужели ради искусства они хотели принести в жертву живые существа?
- У нас НИКОГДА не было идеи убивать крыс в кадре. Это слухи, разносимые недобросовестными журналистами. Сцена уже отснята, ни одно животное не пострадало!
Важно: Правила перепоста материалов