Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Ландау сыграет не актер

Продюсер нового фильма раскрыл некоторые секреты

Его первый скандально известный фильм «Четыре» по прозе Владимира Сорокина получил главные премии на самых престижных европейских кинофестивалях и вызвал жаркую полемику, шквал негодования и неодобрения на родине. На этот раз режиссер, снявший самый безжалостный и разоблачающий фильм про нашу действительность, решил заглянуть в иную эпоху, в наше недавнее социалистическое прошлое.

О новой работе режиссера пока известно очень мало. Создатели фильма почти не общаются с прессой. Но для «Вечернего Петербурга» было сделано исключение. Продюсер проекта Артем Васильев согласился встретиться с корреспондентом «ВП» и рассказал о фильме много интересного, хотя раскрыл далеко не все секреты.

- Артем, расскажите о фильме, который снимает сейчас Илья Хржановский.

- Фильм называется «Дау». Так друзья называли академика Ландау, известного физика, лауреата Нобелевской премии. В основе фильма - его судьба.

- А что привлекло вас в этой личности?

- Кроме того, что он был гениальным физиком, Ландау прожил интересную и насыщенную жизнь, которая прошла в очень интересную эпоху. Фильм будет охватывать большой временной отрезок: от начала ХХ века, когда он родился, до 1968 года - года  его смерти. Это время очень насыщенное, оно вместило в себя несколько исторических эпох, через которые и пролегла жизнь этого человека.  Фильм будет рассказывать о его отношениях с наукой, друзьями, женщинами,  властью, но при этом он не будет классической кинобиографией, просто пересказывающей судьбу. Нет, судьба Ландау - лишь повод для художественного высказывания.

Фильм снимается компанией «Phenomen-films». Это международный проект, в нем участвуют шесть стран - Россия, Германия, Голландия, Украина, Франция и Швеция.

Готовился он очень долго и скрупулезно. Так же тщательно ведется работа. Например, в Петербурге, чтобы отобрать 1200 персонажей, которые будут задействованы в одной массовой сцене на Конюшенной площади, было отсмотрено более 40 000 человек!

- А что за сцена?

- Это Ленинград 1928 года, будет сниматься проход главного героя к храму Спаса-на-Крови. Он идет в толпе, а вокруг него происходит множество мелких событий, жанровых сценок. Люди в толпе - это не актеры, а типажи. Мы их отбирали почти полтора года, потому что Илья очень скрупулезно относится к лицам, все они должны быть достоверны. Даже если по этому лицу камера только промелькнет, оно должно быть из той эпохи, о которой снимается кино, а не из сегодняшней, иначе все будет разрушено. На этой сцене работают 30 режиссеров, каждый из которых отвечает за определенный участок и группу людей. Это не просто толпа, это срез времени плюс определенное цветовое решение. Мы воспринимаем то время как черно-белое, а оно было цветным, возможно, даже более цветным, чем сейчас.
Цветовые коды заложены в эту сцену, и мы пытаемся их реализовать.

- Сколько же экранного времени займет эта сцена?

- Несколько минут.

- В этой сцене происходит какое-то событие?

- Нет, герой просто идет. Это выходной день, праздник, люди расходятся после демонстрации. Мы увидим какие-то транспаранты, вывески того времени, транспорт.

Это очень насыщенная по действию сцена. В Питере мы снимаем еще несколько массовых и интерьерных сцен. Во все это вложена колоссальная энергия, но только так у нас есть возможность получить результат, к которому мы стремимся.

- Возникает главный вопрос: а кто же играет Ландау?

- Это не такая уж страшная тайна, но еще какое-то время я не хотел бы ее раскрывать. Могу сказать, что это известный человек, но не профессиональный артист.

- А как был найден этот человек и в каком городе?

- Мы нашли его в Москве. Для того чтобы найти исполнителей на многие роли в этом фильме, мы устроили кастинг практически всей страны и даже создали на основе той работы электронную базу данных всех актеров Российской Федерации. Искали среди артистов профессиональных и непрофессиональных, среди циркачей, эстрадников... Мы посмотрели всех, и в итоге такой человек найден, и он будет сниматься. Могу сказать, что это не медийное лицо в понимании Первого канала.

- Какими же качествами, необходимыми для этой роли, он обладает?

- Это совокупность данных: талант, энергетика, попадание в образ, в режиссерское решение и в его понимание, каким будет фильм с этим персонажем. Фильм будет состоять из пяти съемочных блоков, будет меняться время, а играть будет один актер. Каждый блок снимается отдельной творческой группой, разными операторами и художниками-постановщиками, потому что в каждом из блоков мы пытаемся визуализировать свою эпоху. Но есть герой, который проходит через все это время, и есть режиссер, который его ведет через это время. Вместе с героем из блока в блок будет переходить совсем небольшое количество действующих лиц. Ни одного из известных профессиональных актеров скорее всего в картине не будет, Илье не важны былые заслуги. Он создает некий ансамбль, важно то, как эти люди будут работать вместе, какая энергетика будет идти с экрана.

- Какие-то сцены уже отсняты?

- Нет, мы вот только начинаем съемки в Питере, следующий блок будет сниматься в Харькове осенью.

- Когда планируется выход фильма на экран?

- Пока на весну 2010 года.

- А на какого зрителя он рассчитан? Это будет «кино не для всех»?

- Это, безусловно, авторское кино, но все же нам кажется, что оно будет интересно и широкому зрителю, потому что в центре - судьба выдающегося человека. Наш сопродюсер Филипп Бобер, который работал с Ларсом фон Триером на картине «Рассекая волны», считает, что у этого фильма есть коммерческий потенциал. У нас будут заняты несколько европейских актеров, довольно известных. Но фильм снимается на русском языке, и это наше принципиальное решение.

Беседовала Виктория АМИНОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

Кстати

Недавно в некоторых СМИ появилась леденящая кровь информация о том, что Илья Хржановский собирается во время съемок фильма (который журналисты почему-то называли «Дао»), пожертвовать жизнью крыс. Причем сообщалось, что режиссер, мол,  обращался с этой просьбой в клуб декоративного крысоводства, чем напугал до смерти любителей этих милых зверьков. Мы попросили Артема Васильева прокомментировать эти слухи: неужели ради искусства они хотели принести в жертву живые существа?

- У нас НИКОГДА не было идеи убивать крыс в кадре. Это слухи, разносимые недобросовестными журналистами. Сцена уже отснята, ни одно животное не пострадало!

↑ Наверх