Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

Андрей Кислицин приехал удивить северную столицу

После очередного интервью, вольно фланируя с фотографом Чайкой по дворам Петроградки, мы услышали музыку. Вроде что-то знакомое. Прислушались - ну да, всем известные темы Яна Тирсена из «Амели». Музыка из-за стен домов звучала громко и как-то призывно. Мы, ведомые репортерским чутьем, понеслись туда. Проскочили мистические дворы дома Бенуа и оказались на Каменноостровском. Музыка, как выяснилось, доносилась из соседнего сада Андрея Петрова - того, что с фонтаном и «скрипками-сфинксами». Там собралась уже целая толпа. Я подошел поближе и понял, что такого давно не видел.

Амуры, черти, змеи

Полукруг «сцены» был увешан черными шариками - целые гроздья их, как кисти огромного винограда, свисали с фонарных столбов. Черны были и участники представления - в черных трико и с черными линиями грима на лицах. Они не то плясали, не то устраивали импровизацию, пантомиму... В общем, это было уличное представление - нет, что там, настоящий перформанс. Причем зрителей не отпугнул даже «черный» стиль, в котором все было выдержано. Могли бы испуганно покоситься - «ишь готы шабаш устроили» - и скорей мимо. Нет - стояли, радовались.

Понятно, что все время блогеры устраивают какие-нибудь флэшмобы, да и уличные музыканты выбираются на улицы. Можно привыкнуть. Но, честно говоря, именно случайно на такое я натыкался последний раз где-то в раннем детстве. Какой-то иностранный передвижной театр постелил прямо на Невском коврики и зарядил какую-то мистерию про чертей и ангелов. А, и еще в Лондоне, кажется, такие гистрионы на каждом шагу выступают...

Тут все и кончилось. И пяти минут не получилось ухватить от представления. Актеры стали сворачивать пожитки, зрители - расходиться, одобрительно судача меж собою. Мы с фотографом Чайкой раздосадовались и пошли выяснять - а что это, собственно, было?

Нам сунули проспект, в котором значилось: «Театр «MIMO» Андрея Кислицина. СУББОТНИЕ театральные АКЦИИ в саду Андрея Петрова. Гротесковая пантомима О ВЕЧНОМ - Танцы о любви - МОЗАИКА воображения - Клоунская импровизация».

Творить хочется

Исчерпывающе, правда? Но мы не удовлетворились и принялись приставать ко всем актерам. Пока не наткнулись на самого Андрея Кислицина.
Он-то, не успев еще смыть страшный черный грим, нам все и разъяснил.

- Что это было?

- Это? Один из нашей серии бесплатных перформансов. Мы таким давно занимаемся, уже пять лет. Просто спектакли, в которых мы выплескиваем эмоцию куда-то в воздух. Тут со мной еще работают актеры из питерской Академии театрального искусства. Им, наверное, тоже интересно поработать на улице, да еще в новых жанрах - самых сложных. Клоунада, пантомима, гротеск, танец - мы смешиваем все, что связано с визуальным театром. Все происходит без слов. А объединяет это все театр «MIMO». Это даже не театр... Это такое маленькое явление, которое производит художественное видео, устраивает спектакли, такие вот уличные перформансы... Коммерческих целей у нас нет. Единственная причина - то, что летом все превращаются в медуз, а нам хочется что-то делать, творить.

- А почему сегодня у вас все черное? Каким-то мрачным настроением навеяло?

- Нет. Была тут пара мрачноватых этюдов... А вообще мы просто решили увязать серию этих перформансов между собой. Будут еще белый, красный, желтый и «палитра» - для финала. Вместе с Мананой Гогитидзе - внучкой композитора Андрея Петрова. Мы с ней подружились. Я четыре месяца назад приехал в Петербург, искал себе площадку для выступлений. И был удивлен, что, кроме «Дерева», никто ничего не делает. Оказывается, в культурной столице России все так вяло с уличными театрами! Ну и думаю: тогда мы сделаем что-то.

- Для этого надо было разрешения получать?

- Да. Мы их получили. Не скажу, что очень просто с этим было - если с Мананой вместе, то без проблем, а вот без нее... Ну и разрешили нам делать тут. Вообще у нас бывали столкновения с милицией. Не в Петербурге, правда, а в других городах. Пару раз все прикрывали и нас забирали. Ведь денег мы за это не берем. Значит, должны же у нас быть какие-то коварные цели! А мы просто творим себе и творим. Нестыковка получается.

Нет, я понимаю, что есть правила - скопление людей в одном месте, мол, опасно, может быть террористический акт... Они всегда на это сетуют.
Но в этом году нам повезло. Есть разрешение, можно спокойно творить, да еще и милиционеры охраняют.

- Эта «цветная» программа у вас уже идет какое-то время?

- Нет, это явление исключительно этого августа! У меня никогда ничего не повторяется. Около 30 перформансов у нас уже было - в Торонто, в Москве, в Новосибирске и других городах Сибири. И ни разу ничего не повторялось. В том-то вся и прелесть. Кто успел - запечатлел на камеру.
Но даже без камеры такое не забывается.

Ничего, что вы пропустили первое представление. Это ведь только начало, пристрелка. Каждую субботу тут будет что-то новое. Вот следующий перформанс, «в белом», будет с актером Сергеем Янковским. Он будет читать стихи Есенина. Будет называться «Поэты в графине». Сделаем декорации... На «подумать» у нас - еще неделя.

- То есть пока ничего не готово? Все спонтанно появляется?

- Да, мы только «заквасили» все эти перформансы, а так еще ничего не делали. Единственное, что уже точно могу гарантировать, - это хорошую погоду на все 50 минут представления. Еще ни разу за 30 перформансов не было плохой погоды.

- А начинали вы где?

- Я из Сибири. Учился в Новосибирске, театральный институт там окончил. Долго мотался по заграницам, работал в цирке. Потом вернулся в Новосибирск, и все мне показалось там уныло. Все замерзли там... Решил: в Москву не поеду, там никому ничего не надо. Поеду в Питер! Там люди адекватные, хорошие. Да и само место располагает. Надеялся вклиниться в идущие перформансы - а оказалось, что мы тут единственные. Ну вот, правда, ждем Антона Адасинского с «Деревом», скоро он приедет на «Open Cinema». Пойдем к нему на мастер-классы. Это же наш учитель.

- После августа будете еще что-то делать?

- Будем-будем! Делаем спектакль, потом бомбу-выставку художественных картин по галереям... Зарядили очень много проектов. Просто пока не торопимся. Спасибо вам - вы первые, кто взял интервью!

Пандемия

Такой разговор как-то примирил с жизнью. «Еще будет возможность наверстать упущенное!» - думал я.

Огляделся по сторонам. Декорации складывали, грозди черных шариков протыкали иголками. Я был в белой рубашке. Не удержался и попросил шарик - где еще черные найдешь, настоящие «готские»!

- Берите сразу пачку, - сказали мне и отрезали огромную охапку. Предприимчивые мимы из «MIMO» тут же определили таксу на шарики и стали их предлагать всем желающим.

Навесив черные шары на шею, вышагивал я по Каменноостровскому. Подошла какая-то бабушка.

- Почем у вас шарики, милый? Дорого? Мне бы для внучка... Два годика ему.

- Бабушка, берите бесплатно. А что черные они - ничего?

- Да хорошие шарики, хорошие... А веревочку дадите?

Бабушка отправилась радовать внучка черным шаром. Фотограф Чайка смеялась до упаду. Прохожие провожали меня задумчивыми взглядами. Я понял вдруг, что уличные перформансы - заразны. Это - хорошие новости.

Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх