Правдолюбец минувших дней
До 19 октября в корпусе Бенуа Русского музея открыта выставка известного русского художника Андрея Рябушкина.
Экспозиция включает 110 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, других музеев России и частных коллекций.
Наверное, каждый, побывав в Третьяковской галерее, останавливался перед «Семьей купца в XVII веке», пытаясь проникнуть во внутренний мир людей, живших несколько столетий назад. И уж точно многие запомнили картину, где ветхая старуха сидит у покосившейся избы, поскольку репродукция была в школьном учебнике. При этом нынешнему обывателю имя Рябушкина вряд ли что-нибудь скажет. «Это потому, что наша история искусства из генералов состоит», - невесело пошутил в разговоре с журналистами заведующий отделом живописи второй половины ХIХ - начала ХХ века Владимир Леняшин. Андрей Петрович Рябушкин, без сомнения, «генералом» не был, он был сам по себе, ни к какому направлению в тогдашнем искусстве не примкнул, хотя в разное время был близок то к передвижникам, то к мирискусникам (вот такой разброс).
Деревенского мальчика-сироту из семьи иконописцев чудом заметили, определили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где Андрей Рябушкин стал любимым учеником знаменитого Перова. После смерти учителя Рябушкин уходит из училища и поступает в академию художеств в Петербурге. Во время написания дипломной работы «Снятие с креста» художник произвольно меняет композицию, утвержденную на совете академии, за что его лишают Большой золотой медали. Но - еще одно чудо - картину покупает сам Третьяков, а президент академии великий князь Владимир Александрович из собственных средств дает художнику деньги на заграничную поездку, которая полагалась золотым медалистам. А это уже не чудо, а сознательный выбор: Рябушкин не едет в Италию, а путешествует по городам России, ходит по монастырям и музеям, копирует древние фрески, изучает орнаменты, предметы старого быта и так далее.
Интерес к истории у художника свой, особый: в отличие от Сурикова, выбиравшего острые, драматические моменты, Рябушкин пытается уловить дух тогдашней повседневности. Это не значит, что в его картинах нет драматизма, просто достигается он крайне скупыми средствами. «Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших дней», - писал о художнике Александр Бенуа.
Впрочем, помимо минувших дней Рябушкин интересуется и жизнью современной ему деревни. Не только интересуется, но и близко ее знает. Обратите внимание на этюд «Группа девушек» для картины «Воскресенье в деревне»: каждый участник композиции мелким почерком подписан - «Ванька», «Ириша», «Наталья». На картине «Втерся парень в хоровод, ну старуха охать» художник скорее всего тоже изобразил хорошо знакомых ему людей. В одной из последних картин - «Чаепитие» - цветовые контрасты, статичность поз, строгость лиц и ясно читающееся напряжение - Рябушкин, как подлинный ясновидец, если не понимал, то чувствовал, что привычный уклад крестьянской жизни вскоре безвозвратно уйдет... и станет для нас такой же экзотикой, как и далекий XVII век.
Татьяна КИРИЛЛИНА
Важно: Правила перепоста материалов