Фальшивки снова продают в переходах
Торговля нелицензионными CD и DVD переживает второе рождение
Бороться с торговлей контрафактными CD и DVD стало тяжелее. Поскольку изменились формулировки в нормативных документах, которыми руководствуются эксперты, устанавливающие факт фальсификации. Об этом корреспонденту «Вечернего Петербурга» рассказали в Некоммерческом партнерстве «Организация контроля, охраны авторских и смежных прав» (ОКО).
А помнишь, как все начиналось...
Многие помнят кампанию по защите авторских прав, которую развернули правообладатели, а затем подхватили органы законодательной и исполнительной властей несколько лет назад. Тогда чиновники всех уровней выпускали постановления и распоряжения, потом соответствующий закон стал 4-й главой Гражданского кодекса РФ. А на местах от милиции и Роспотребнадзора требовали постоянного мониторинга ситуации на розничных и оптовых рынках.
Эксперты изучали товары тоннами. А выявленные нарушения становились поводом для закрытия целых сетей, торгующих аудио- и видеопродукцией.
Параллельно между чиновниками и правообладателями шли переговоры о снижении стоимости легально произведенных дисков до доступного среднему потребителю уровня. Сейчас, например, DVD с региональной лицензией стоит в магазинах от 150 рублей.
Лобби или горе от ума?
Но прошло время, и «правозащитный» бум спал. И производители контрафакта, которые на время легли на дно, всеми возможными способами начали снова толкать на рынок свой товар. Так, например, региональную лицензию уже трудно отличить от фальсификации, требуется тщательная экспертиза.
При этом, как рассказал корреспонденту «ВП» генеральный директор НП ОКО Артем Зубрицкий, сейчас специалисты того же Экспертно-криминалистического центра неохотно берут товар на изучение, поскольку уже не могут уверенно опираться на законодательство.
— Раньше формулировка, которой руководствовались эксперты, звучала конкретно — если диск выпущен не на легальном производстве, значит, он контрафактный. А теперь то ли производители контрафакта пролоббировали поправки в нормативные акты, то ли законодатели пытались добиться совершенства, которое у нас зачастую связано с большим количеством оговорок… — говорит г-н Зубрицкий.
Он считает, что изменения в инструкциях МВД для экспертно-криминалистических центров вынуждают экспертов при оформлении документов на контрафактную продукцию пользоваться достаточно размытыми формулировками. В результате с ними очень сложно выходить в суд. А существующее в Петербурге экспертное государственное унитарное предприятие, специалисты которого не связаны должностными инструкциями, буквально завалено работой и с трудом справляется с ее объемами.
Восемь фильмов за полтинник
Таким образом, контрафактный бизнес уже один ход отыграл. И второй тоже. Помните, как во время все той же кампании по защите авторских прав шла активная борьба с нелегальной торговлей дисками? Тогда руководители рынков, в частности «Юноны», администраций районов, территориальных отделов милиции наперебой заявляли, что изживут нелегальную торговлю контрафактом с лотков. И в самом деле, какое-то время таких мобильных торговых точек в городе было почти не встретить. Но в последнее время они опять становятся неотъемлемой частью рынков, территорий вокруг станций метрополитена и переходов на самих станциях. Торгуют и на улицах, особенно в людных подворотнях. Ассортимент «как раньше» — восемь фильмов на одном диске за 50 — 100 рублей. Правда, днем нелегалы торговать пока не решаются. А вот ранним утром и вечером после девяти расставляют столы-раскладушки и стопочками раскладывают на них диски.
Например, один такой столик автор постоянно наблюдает в вестибюле станции метро «Проспект Просвещения», прямо за кабинкой дежурной по эскалатору. И у милиции к продавцу, судя по всему, вопросов нет.
Из пушки по воробьям
В пресс-службе ГУВД по Петербургу и Ленинградской области нам рассказали, что время от времени рейды по таким точкам проводятся вместе с Роспотребнадзором. Но доля нелегалов на рынке контрафакта очень мала. Да и охотиться за ними — что стрелять из пушки по воробьям. В общем, с подобными нарушениями бороться сложнее, чем с контрафактом в магазинах. По поводу столиков в метро в ГУВД нам пояснили, что разрешение на торговлю таким предпринимателям выдает сам Петербургский метрополитен, и, если с них торгуют, значит, у предпринимателей все легально.
По мнению же Артема Зубрицкого, хотя сейчас нелегалы составляют 5 — 6 процентов всего контрафактного рынка, с каждым днем их становится все больше и больше.
— Мне кажется, бороться с такими мобильными бригадами невозможно. Их трудно привлечь к суду. Поскольку они работают без документов, без касс, без регистрации индивидуального предпринимательства. А установить организаторов этой торговли, обратиться в суд без чеков и разного рода разрешающих бумаг невозможно, — говорит Зубрицкий.
В общем, можно только изъять товар, выставить продавцу административный штраф и отпустить. После чего он со своим столиком появится на том же самом — или новом — месте.
Выводы? С этим явлением бороться можно и нужно. Вот только, судя по всему, без очередной широкомасштабной кампании не обойтись. Наши контролирующие органы начинают эффективно работать только под градом циркуляров сверху. А вот просто стабильно и спокойно делать свое дело у нас, увы, не умеют.
Важно: Правила перепоста материалов