Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Андрей Воробьев: Сегодня «Анну Каренину» не продашь. А назови «Расчлененка под поездом» — купят!

Писатель рассказал, что он думает о современном детективе

Детектив в современной России - самый популярный жанр. Истории о расследовании преступлений читаются легко, можно сказать, проглатываются. А вот легко ли их писать? Для этого ведь недостаточно литературного таланта, нужно знание предмета, а также умение мыслить логически, иначе невозможно четко выстроить запутанный сюжет. Из-за отсутствия последнего качества так часто провисает конец в дамских детективах - концы с концами не сходятся, финал надуманный...

На днях в магазине «Буквоед» на Лиговке» Андрей Воробьев представил  серию детективов, написанную им в соавторстве с Михаилом Карчиком, - «Дело наследников в законе» и «Дело об избиении младенцев», а также пародию на Кивинова «Гадюка Баскервилей». Он приоткрыл читателям дверь в «творческую кухню» авторов детективных романов и ответил на многие вопросы своих поклонников.

- Как вы думаете, почему детективы читают охотнее всего?

- Это неудивительно: не пропадает интерес к человеку в экстремальных ситуациях. А криминал - всегда ситуация экстремальная. Неинтересно всех рисовать двумя красками: злых бандитов и добрых ментов - или наоборот. В общем, это книги о Петербурге, о его жителях, о гостях и о том, что с ними происходит. Искать портретное сходство не надо, как и совпадений с реальными ситуациями.

- Скажите, вы ведь не имели до этого времени отношения к литературе. Почему вдруг стали писать книги?

- Тут все банально. Спортом ведь тоже можно начать заниматься и в сорок лет. Или собирать марки. Вот и книгу начать писать - никогда не поздно. Если бы это было единственным способом существования - были бы и другие задачи, и другой способ написания. А если в качестве хобби - почему нет?

У меня была история - я купил очередную книгу про какого-то Хромого-Убогого-Бешеного-Горбатого, который стреляет без промаха. В метро я ее почитал, а когда вышел на улицу - просто выкинул в урну. Было страшно стыдно, потому что и бабушка, и прабабушка - старые петербурженки - учили меня уважительно относиться к книгам и к хлебу. Потом сидел я у знакомых и возмущался: как же можно так писать! Взял бы и написал сам, говорят мне. Завтра сяду и напишу, говорю - не проблема. Слабо? Не слабо. Вот так мы с Мишей и решили написать первую книгу. Приносим в издательство, ждем, что будет дальше. Через две недели издатель зовет к себе, бегом. Приезжаю - он подписывает договор с нами, кидает авторский гонорар и спрашивает: когда будет следующая?

- Вы писали книгу в соавторстве с Михаилом Карчиком. Как это - писать вместе?

- Знаете, есть множество вариантов. И Стругацкие, и Андрей Константинов с соавторами, и мы с Мишей - все писали по-разному. Конечно, должна быть общая проработка идеи. Без синопсиса вообще писать невозможно: по-моему, из пальца высосать сюжет может только законченный шизофреник. С Мишей мы совместно прорабатывали основные идеи, а потом писали примерно через главу. Получилось так, что герои разделены между авторами, поэтому они и говорят, и думают немножко по-разному.

- У ваших книг очень «горячие» названия. Но как мы знаем, зачастую их придумывает редакция. Как было в вашем случае?

- В конечном итоге авторы - все-таки мы, но под большим давлением издательства. У нас книги меняли названия по три-четыре раза. Думаю, что издатели, как торговцы, участники рынка, все-таки понимают больше. Вот вспомните названия нашей классики XIX века: «Анна Каренина», «Егор Булычов и другие» - ну что это? Сейчас такие «кирпичи» никто бы не взял. А назови «Анну Каренину» как-нибудь вроде «Расчлененка под поездом» - будет нормально!

- Как вы относитесь к тому, что ваши коллеги - Андрей Константинов, например, - выпускают одну за другой книги «Бандитский Петербург» и другие провокационные, спорные вещи, влияющие на репутацию города?

- Это не вина Константинова. Он всего одну такую книгу написал, причем документальную. А потом некоторые телеканалы подхватили это название. Я считаю, что целью была дискредитация Петербурга. Обыкновенный черный пиар. Но ничего ведь не случилось? Не надо бояться таких названий. Если у нас книга называется «Дело наследников в законе», так что ж теперь - считать, что все наследники действительно в законе?

- Детектив - это благодатная тема для кино. Как вы относитесь к возможности экранизации ваших книг?

- Такие предложения были, сейчас мы их рассматриваем. Что-то, может быть, получится. А вообще это, конечно, хорошо для раскрутки книг. Вот героев Андрея Кивинова все знают - и стар и млад. И сразу - дополнительные тиражи выпускаются. Хотя иногда очень смешные вещи проскакивают в сериалах, настоящие сотрудники органов сразу замечают: вот у подсудимой, которая просидела полгода в камере, - золотые сережки и макияж. Конечно, такого не может быть. Но режиссеры - люди творческие, что тут сделаешь.

- Каков был ваш путь к этим книгам? Как вам пришло в голову их написать?

- Я как тот писатель: «что вижу, о том пишу». После окончания университета я служил в военной прокуратуре. Поэтому у нас в книге что-то происходит, связанное с этой службой. Про журналистов мы пишем, потому что этим тоже занимались. Как работает судья, нотариус, мы знаем. Вот когда речь шла о работниках метростроя - это уже было сложно. Стараешься уходить от таких вещей, где можешь сделать только развесистую клюкву.

- О чем будете писать дальше? В каком жанре?

- Уже находится в типографии - появится в апреле - четвертая книга из этой серии. А в мае выйдет пятая. Можно попробовать написать исторический роман. Вот для детей, например, писать сложнее. Сейчас мы с Мишей начали работать над новой книгой, «Пивная»: она будет просто про жизнь. У Миши есть еще отличная книга с элементами фэнтези, «Красный терминатор»: про то, как черный археолог провалился через дыру во времени на фронт Первой мировой.

- Откуда вы берете вдохновение, садясь за книгу?

- Обязательства надо выполнять, хоть все рухни вокруг. Помните, у Островского в «Бесприданнице»? Героиня плачет и просит: «Вася, Вася, спаси меня!» А Вася ей: «Нет, я честное слово дал - купеческое!» Или, говоря иначе, за базар - ответишь.

Подготовил Федор ДУБШАН

Досье

Андрей Воробьев - первый заместитель председателя комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга, член правления межрегиональной общественной организации «Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области», член Санкт-Петербургского отделения общественной организации «Союз писателей России». В 2007 году защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете МВД России.

↑ Наверх