Преданные забвению
На могилах известных людей сброшены кресты и разбиты памятники
Для Северной столицы тема сохранности исторических захоронений не только актуальная - болезненная. В связи с чем комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) решил обратиться за помощью к Общественному совету города, в состав которого входят руководители творческих союзов, театров, музеев. Потому что силами одной лишь исполнительной власти с кричащей проблемой не справиться.
Восстановленные надгробия стали жертвой вандалов
Загляните на любое старое кладбище - обязательно увидите могилы позапрошлого века с поваленными памятниками, развороченными надгробиями, загаженными усыпальницами. На плитах еще можно разобрать вязь эпитафий. Не сочтите за труд - запомните имя погребенного, а потом интереса ради полистайте энциклопедию. И окажется, что в заброшенной могиле - прах человека, немало сделавшего для развития русской науки, культуры, искусства...
Подобных могил - не счесть. И это при том, что город ежегодно выделяет солидные суммы на комплексный ремонт и благоустройство исторических и мемориальных кладбищ: свыше 17 млн. потрачено на благоустройство Смоленского православного кладбища, 23,5 млн. освоено на Серафимовском. Сразу два комитета занимаются этим вопросом - КГИОП, которому по статусу положено, и комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Работа вроде бы идет. И что в итоге? К 250-летию со дня рождения де Волана - выдающегося военного инженера - восстановили историческое надгробие. Но прошло совсем немного времени, и вандалы оторвали металлические части, снесли плиты.
«Все дело в том, что мы приходим на объект, восстанавливаем его и потом уходим. У комитета, равно как и у ГУП «Ритуальные услуги», нет возможности регулярно следить за всеми историческими захоронениями. А за могилами нужен постоянный уход...» - поведала журналистам председатель КГИОП Вера Дементьева.
Ученые мужи ужаснулись - и успокоились
Исторических захоронений - много: 1100 мемориальных объектов, являющихся культурным наследием, плюс 574 могилы, внесенные в особый список (в их числе - могила академика Лихачева) и подлежащие уходу и сохранению. В некоторых случаях под охраной находятся сами могилы, в других - могилы и памятники (когда памятник представляет историческую ценность), есть варианты, когда охраняется лишь надгробный памятник, но - не сама могила (если похоронен не слишком известный человек, однако надгробие признано шедевром).
ГУП «Ритуальные услуги» заявляет, что охраняемые захоронения не исчезнут ни в коем случае: все они зафиксированы и никаких «двойных продаж» участков, пусть даже могила давно позабыта-позаброшена, не будет. Но сил и средств на то, чтобы привести в порядок захоронения и регулярно ухаживать за ними, не хватает.
Что в связи с этим сделал КГИОП? Разослали письма в почтенные учебные заведения - СПбГУ, Горный институт, Военно-медицинскую академию с описанием заброшенных захоронений профессуры прежних веков и предложили поучаствовать в благоустройстве. После чего - взять могилы своих предшественников под присмотр: трудно разве студентам один-два раза в год прибрать захоронение автора учебника, по которому они занимаются?
Ученые мужи ужаснулись описанию, и... на том все закончилось. Не нужны, оказывается, могилы. Стоят, пугая разбитыми памятниками и вывороченными с корнем крестами, - и пускай себе дальше стоят.
Адмиралу Невельскому повезло, хирургу Саломону - нет
Положительные примеры? Они есть. На средства меценатов восстановлен надгробный камень на могиле директора Царскосельского лицея Энгельгардта, правительство Саха (Якутии) помогло в реставрации могилы этнографа Пекарского, а ТСЖ «На Конюшенной» своими силами воссоздало семейное захоронение известного архитектора Андерсона. Отреставрированы надгробия поэтов Тютчева, Майкова, адмирала Невельского, архитектора Тона.
Но! Украдено надгробие с могилы директора Императорского Ботанического сада Регеля. Пропала плита с могилы известного деятеля русского авангарда - художника, музыканта и искусствоведа Матюшина. Развалился постамент на могиле хирурга Саломона, лечившего раненого Пушкина. Сброшены кресты с могил химика Меншуткина и редактора «Энциклопедического словаря» Петрушевского. Такая же участь постигла памятник на могиле профессора Горного института Барбота де Марни. Список, к сожалению, очень большой.
Общественный совет, оценив ситуацию, решил действовать проверенным методом - в добровольно-принудительном порядке: через Совет ректоров и иные структуры добиться от вузовского сообщества адекватной реакции.
...По мнению специалистов, ситуация с некрополями в Петербурге сложная, но поправимая. Было бы хуже, если б в середине тридцатых годов прошлого века осуществился проект по сносу всех кладбищ и превращению их в парки отдыха. Многие уникальные захоронения, ныне находящиеся в некрополях Александро-Невской лавры, тогда удалось спасти. Исторические кладбища отстояли. А отношение к могилам выдающихся людей в наши дни зависит прежде всего от общей культуры населения, воспитания и почтения к памяти предков. Судя по всему, не каждый может этими простыми качествами похвалиться.
Мнения
Альберт ЧАРКИН, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, председатель правления Санкт-Петербургского союза художников:
- Мы - бюджетная организация, и далеко не самая богатая. Взять на себя восстановление памятников и надгробий - нереально. Захоронений архитекторов - великое множество: академии 250 лет, умножьте на сто - и получите примерную цифру. На реставрацию и восстановление одного памятника или надгробия потребуется от 20 до 30 тысяч долларов - пусть нефтедоллары поработают! Тем не менее мы обязательно проверим захоронения архитекторов на Новодевичьем кладбище и ряд из них возьмем под свой контроль...
Александр ЧЕПУРОВ, руководитель творческо-исследовательского центра Александринского театра:
- Не скажу, что у нас есть какая-то специально разработанная программа, но за могилами артистов театра, погребенных в Некрополе Александро-Невской лавры, на Волковом, Смоленском, Новодевичьем кладбищах, мы ухаживаем - насколько позволяют средства. В этой работе участвует и «Александринский фонд». В планах - собрать всю информацию о погребениях артистов театра, что совсем не просто, учитывая, что кто-то умер в блокаду, кто-то - в двадцатые годы прошлого века, и издать книжечку «Александринский некрополь».
Николай АЛЕКСАНДРОВ, фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов