Подземные странники Петербурга
Рискуя жизнью, диггеры бродят по другому, неизвестному нам городу
Ночь. Глухая промзона, подсвеченная по периметру прожекторами. Охранник, позевывая, скользит ленивым взором по вверенной ему территории - скука!
Что тут сторожить? Кто сюда полезет? И - зачем?! Страж идет в каптерку пить бесконечный чай, совершенно не обращая внимания на промелькнувшие вдоль забора тени. Это Jabber вместе с товарищами по рискованному увлечению отправляется в очередную вылазку. Сегодня диггеры - фанаты подземных странствий будут бродить по подвалам и бомбоубежищам, а если повезет - проникнут в глубинный коллектор и уйдут на несколько километров, чтобы подняться на свет божий уже на исходе ночи - совсем в другой части Санкт-Петербурга...
Пропавших детей искали диггеры-нелегалы
Jabber - псевдоним. Он согласился встретиться с корреспондентом «Вечёрки», но имя свое скрывает. Как, впрочем, и все диггеры. Потому что занятие это, мягко говоря, - не совсем законное, ведь диггеры проникают на охраняемые территории, которые находятся в чьей-то собственности. Бродят по бомбоубежищам, объектам «Водоканала» и Метрополитена.
Jabber улыбается:
- Были случаи, когда диггеров ловила охрана. Всякий раз по-разному заканчивается - все зависит от степени охраняемости объекта. Иногда дело ограничивается просто задушевным разговором и даже небольшой экскурсией: охранники - тоже люди, им интересно, что там, под землей. Некоторые из них к нашему увлечению относятся с пониманием...
На Западе, кстати, диггерство не так распространено, как в России. Потому что охрана подземных коммуникаций лучше: с системами видеонаблюдения и электронного слежения.
С одной стороны - нарушение закона в чистом виде. С другой... Когда в начале февраля в Тосно пропали два мальчика, питерские диггеры связались с местной милицией и предложили свою помощь. Милиция не раздумывая дала добро, и диггеры организованно облазили тосненские подземелья. К сожалению, следов пребывания детей не обнаружили, поэтому планируется повторная экспедиция. Кто бы смог выполнить такую работу кроме диггеров?
О «безбашенных», «металлистах» и «художниках»
Jabber занимается диггерством уже пять лет, облазил весь Петербург, ездил «на гастроли» в Москву. В столице, по его словам, намного интереснее. Потому что метрополитен сложнее и обширнее, проникнуть в него проще, а подземные реки - шире и их больше, чем в Петербурге. Там даже подземный музей создается - вполне официально! Ну это преимущество вполне объяснимо: грунты лужковской вотчины и города на Неве несопоставимы.
- Увлечение наше опасное. Необходимо соблюдать элементарные правила поведения, потому что под землей и электрические кабели с высоким напряжением встречаются, и другие «сюрпризы». Есть у нас и неписаный кодекс чести, который соблюдает всякий уважающий себя диггер, - открывает секреты своего хобби мой собеседник.
Пару лет назад один из питерских диггеров погиб. Подвело внимание, в итоге - травма, не совместимая с жизнью...
Что касается Jabber, он идет под землю с друзьями-диггерами - так интереснее и безопаснее. Хотя в детстве, когда только начал познавать подземный город, лазал по подвалам и бомбоубежищам в одиночку - на свой страх и риск. Что касается диггерского кодекса чести, он прост. К подземелью надо относиться как к памятнику. Не навреди - вот основной принцип. И - не создавай проблем другим.
Но не все ведут себя разумно под землей. Есть публика, расписывающая подземелья граффити. В Москве таких «художников» истинные диггеры колотят. Потому что своими рисунками они разрушают ауру подземелий. А еще - дают наводку собственникам коммуникаций: если есть граффити, значит - лазают, необходимо усиливать охрану.
Есть «металлисты», которые срезают металл для сдачи в скупку. Jabber c одним таким столкнулся. Правда, дело было в доме, который шел под снос, поэтому разошлись миром, «металлист» даже показал интересные места, куда можно забраться.
Особую категорию составляют «безбашенные» - те, что лезут под землю в поисках адреналина. Угнать шахтный электровоз и завалить его на повороте - вот предел их мечтаний.
В каких подземельях спрятались крысы-мутанты?
Настоящих диггеров, которыми движет чисто познавательский интерес, по словам Jabber, в городе не более пятнадцати. Все друг друга знают, иногда списываются через Интернет и собирают тусовку.
- В принципе занятие наше сугубо индивидуальное, мы ходим небольшими группами. Но иногда собраться надо, посидеть, выпить немного... Хотя выпивка и спуск в подземелье - несовместимы! - признается Jabber.
Никто друг от друга не скрывает интересных мест для вылазок. В основном это канализационные коллекторы, по которым можно уйти на 10 - 12 километров, было бы желание. В исторической части - подвалы старинных домов. На Литейном проспекте, например, есть шикарные подвалы, связанные между собой переходами.
Неподалеку от Зимнего дворца можно проникнуть в жилой дом и... оказаться в эпохе Достоевского! При этом карт диггеры не делают, все держат в памяти.
Во-первых, карты могут быть обнародованы, а это нежелательно. Во-вторых, заблудиться в питерских подземельях сложно, потому что они - весьма простые, «прямолинейные».
Периодически в городе появляются слухи о крысах-мутантах величиной с крокодила, которые якобы расплодились в метрополитеновских шахтах, или несметных богатствах, скрытых в подвалах старого фонда. Jabber только разводит руками:
- Ничего подобного мне лично не встречалось. Находим монеты старинные, бутылки, осколки посуды. У меня, например, есть древний гвоздь. Настоящий, кованый.
Вот и все богатства, которые я собрал за пять лет...
Хотите увидеть изнанку парадного Петербурга? Под землю, не имея опыта, лезть не надо - плохо закончится. Зато с 18 марта можно прийти на выставку в фотоцентр «Герика» (Загородный пр., 9) и посмотреть город с черного входа - промзоны, подземелья, брошенные заводы, разбитые дома... На фото есть и диггеры, но съемка выполнена столь тонко, что при всем желании людей не опознать. Jabber, кстати, помимо всего прочего - фотохудожник. И очень неплохой...
Автор: Николай Александров Фото: предоставлено JabberВажно: Правила перепоста материалов