Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Живому театру — живой автор

В театре молодые драматурги проведут читки своих новых пьес

26 апреля в Большом драматическом театре начинает работу драматургическая лаборатория.

Идея семинара «Живому театру - живой автор» принадлежит творческому объединению «Культпроект», а поддержали ее Федеральное агентство по культуре и кинематографии   и фестиваль молодой драматургии «Любимовка», давший современной сцене не одно яркое драматургическое имя. Пятеро драматургов - Юлия Яковлева из Петербурга, Алексей Филиппов и Елена Исаева из Москвы, Вячеслав Дурненков из Тольятти и Наталья Мошина из Уфы - знакомятся с репертуаром БДТ.

БДТ предъявляет драматургам и публике читки пьес двух участников: это «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова и «Станция» Юлии Яковлевой. После обсуждения своих новых идей с театром драматурги пишут пьесы для конкретной труппы и конкретной сцены - Большой сцены БДТ. В ноябре театр покажет самые удачные из них на сцене. Пока семинар стартует, у театра есть реальный шанс плодотворного сотрудничества с драматургом. А у драматурга - попасть в репертуар легендарного театра.

Ставить новую пьесу мало кому известного драматурга для большого театра всегда риск. К тому же, как правило, пьесы эти написаны отнюдь не по драматургическим канонам и часто требуют доработки. В этих пьесах важен не гладкий сюжет и даже не выписанные характеры, в них, как справедливо заметил Кама Гинкас - главный режиссер Московского ТЮЗа, педагог, который целый год занимался со своими студентами-режиссерами современной пьесой, - важно само движение - эмоции, личной энергии. Если это движение есть - значит, режиссеру есть с чем работать. А если есть и живой драматург - есть и с кем.

В Петербурге с середины 1990-х существует творческое объединение «Домик драматурга», собравшее вокруг себя талантливых и не безразличных к театру пишущих людей. С 1997 года в театре «Особняк» ставились пьесы Михаила Угарова, Максима Курочкина. Собственно говоря, с постановок Александра Галибина пьес Угарова, Алексея Шипенко, со спектаклей Владимира Туманова по пьесам Ольги Мухиной и Нины Садур началась современная история российской «новой драмы». В 2003 году фестиваль «Новая драма» выступил инициатором конкурса молодой петербургской драматургии, а через год сам фестиваль приехал в Петербург и в числе прочего представил пьесы лауреатов. На фестивале им. Володина «Пять вечеров» года два подряд тоже проводили конкурс и делали читки пьес-победителей. Эти все локальные попытки пополнить афиши театров новыми названиями и новыми именами не слишком изменили картину: были отдельные постановки, были провокации вроде читки «Трусов» Павла Пряжко, которую устроил Иван Вырыпаев в фойе Театра «На Литейном». Словом, привычная уже схема: с одной стороны, современной драматургии говорят «приходи», с другой - сетуют на ее качество и отсутствие режиссеров, которые могли бы и хотели с ней работать. Впрочем, в Александринском театре, который только что признали на «Золотой маске» самым инновационным проектом сезона, готовят две премьеры - пьесу тольяттинца Вадима Леванова ставит Валерий Фокин, а левановского «ученика» и бывшего земляка Вячеслава Дурненкова будет делать Андрей Могучий на Экспериментальной сцене.

Единственный путь получить в наших театрах хорошие спектакли по новым пьесам - устраивать лаборатории, на которых драматург лицом к лицу встречается с актером и режиссером и понимает, что и почему в его пьесе устроено не так. В ответ режиссер понимает, каким способом придется открывать незнакомый еще текст. А актер - как играть героя с иным, чем он, генотипом и психофизикой. И тогда новая пьеса из инопланетного чудовища превратится в хорошего знакомого, который может рассказать современному зрителю нечто иное, чем постановка классической пьесы.

То, что на такой эксперимент пошел БДТ им. Товстоногова - театр с традицией, великим прошлым и театр, в котором в свое время шли выдающиеся спектакли по пьесам современников, - аванс, который театр выдал современным авторам.

 Вообще сегодняшний наш театр знают, скажем, за рубежом благодаря немногим именам: Льву Додину, Анатолию Васильеву, Петру Фоменко, Андрею Могучему, Дмитрию Чернякову, Дмитрию Крымову. И - благодаря новой драматургии: Ивану Вырыпаеву, Василию Сигареву, братьям Пресняковым. Это наш бренд и наше богатство, которым при желании и таланте можно удачно воспользоваться. Это, по большому счету, один из немногих способов попробовать отрефлектировать современную нам действительность в формах театра. Если, конечно, нам хочется смотреть не только вглубь себя, но и в окно - туда, где сегодня течет трудноуловимое, смутное, безгеройное, но наше время.

Кристина МАТВИЕНКО

↑ Наверх