Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Андрей Толубеев успел записать аудиокнигу

Незадолго до ухода из жизни актер «начитал» повесть Андрея Зинчука «Игра в DOOM»

Совсем недавно ушел из жизни один из выдающихся актеров современности - Андрей Толубеев. Остались фильмы с его участием, остались рецензии о творчестве актера. Но, как стало известно «Вечёрке», остался еще и его неповторимый голос: за месяц до смерти актера студия «Интеракт» выпустила аудиокнигу Андрея Зинчука «Игра в DOOM».

Текст повести читает Андрей Толубеев.

Эта аудиоповесть стала последним подарком большого артиста всем почитателям его таланта.

Светлана Брылева, директор студии (на фото), рассказала корреспонденту «ВП» о том, как проходила работа над записью книги:

- Оказалось, о том, что перед самой смертью Толубеева вышла аудиокнига в его исполнении, никто не знает, даже его близкие друзья - актеры БДТ. И нам захотелось рассказать людям об этом событии. Я рада, что мы успели показать Андрею Юрьевичу  проект в законченном виде, он прослушал диск и остался очень доволен.

История аудиокниги «Игра в DOOM» началась с моего знакомства с драматургом Андреем Зинчуком. Он написал повесть и настаивал, чтобы ее прочитал именно Андрей Толубеев. И я стала звонить Толубееву, но не могла дозвониться. Потому что, когда я звонила в 11 часов вечера, голос на автоответчике отвечал мне: «Извините, нас, как обычно, нет дома». На следующее утро я, понимая, что люди пришли поздно и должны выспаться, с опаской решила позвонить в 10 часов.

Позвонила, а Екатерина Марусяк - жена Андрея, актриса БДТ - сказала мне: «Ой, ну что вы! Он уже давно ушел». Я удивилась: когда же ему звонить? И она ответила: «Звоните рано утром, часов в восемь, иначе вы его не застанете». Он был очень занятой человек, у него была сумасшедшая нагрузка, но, когда я все же дозвонилась, Толубеев сразу же согласился. 

Договаривались мы два года назад, но проект затянулся, потому что Андрей Толубеев был очень занят - съемки, спектакли... Но все же он нашел время в своем сумасшедшем графике и за три дня прочитал нам повесть. То, как он читал, было потрясением и для меня, и для всех, кто с нами работал, - звукотехников, звукорежиссеров. Мы слушали открыв рот. Вот это был профессионал! Более того, он не только читал, но еще правил текст, находил какие-то стилистические ошибки или замечал, что вот так, как здесь написано, сказать нельзя. Надо отдать должное Зинчуку - автор соглашался. Толубеев  вложил в эту работу столько души, труда, умения! Это была не просто прочитанная повесть, а спектакль одного актера, сыгравшего несколько ролей.

Вспоминается один эпизод, потрясший меня до глубины души. Мы с моим сыном-фотографом снимали Толубеева у него дома, и когда он нас провожал -  помог одеться мне, а потом взял куртку моего сына и надел на него. Сын был в замешательстве, а Толубеев сказал: «Разве вы не знаете, что в старых петербургских домах издавна была такая традиция - надевать верхнюю одежду всем своим гостям, независимо от того, кто это - мужчина, женщина или ребенок?»

Драматург Андрей Зинчук рассказал о своей повести и сотрудничестве с Андреем Толубеевым:

- История этой аудиокниги очень длинная. С Андрюшей мы были знакомы давно, и он мою повесть «Игра в DOOM» хорошо знал. Он хотел видеть ее поставленной у себя в театре и мечтал сыграть врача Володарского, но из этого ничего не получилось. Потом, в 90-х годах, по этой повести поставили радиоспектакль, но время было такое, что актеров записали, а на шумы и всякие технические вещи денег не хватило, - проект погиб. А жаль, там были заняты хорошие актеры: Толубеев, Таня Рассказова, еще кто-то. Когда этот проект возник в «Интеракте» и Толубеев согласился читать, я адаптировал текст специально для него. Я уже хорошо его знал, но все равно наделал ошибок, он эти ошибки выловил и исправил во время записи. Работать с ним было исключительным удовольствием!

Вообще Толубеев ведь и сам писал прозу, начал писать пьесы, и ему было очень интересно взглянуть на этот процесс изнутри: мы много говорили и спорили о драматургии, о конструкции пьес и о разных профессиональных вещах. Его первая пьеса, «Александрия», пошла в Кронштадте и в нашем маленьком проекте «Современная петербургская драматургия». Но она была еще рыхлой, больше прозой, чем драмой, а вот его вторая работа - «Падение Ниеншанца» - уже стала полноценной пьесой для театра кукол. С какого-то момента мы стали дружить с Толубеевым как пишущие люди - он на удивление умел учиться и если бы прожил еще 2 - 3 года, то мог бы стать профессиональным драматургом.

«Игра в DOOM» - это история о том, что происходит, когда люди начинают играть со злом. «DOOM» - популярнейшая в прошлом компьютерная игра, а одно из значений этого слова в переводе с английского означает «гибель». Со злом заигрывать нельзя, в этом смысле человечество накопило огромный опыт, и Андрей очень хорошо это понимал, начитывая текст повести. В ней есть подростки Димка и Маринка, а Андрей предложил называть их Димка и Марина, то есть с уважением к девочке. Он всю жизнь поклонялся женщине.

Я знал, что он болен, но была надежда: вдруг он как-то выкарабкается из этой болезни. Но он очень переживал, что, возможно, в скором времени не сможет играть на сцене, и Света Брылева предложила ему записывать книги. Он дал мне целый список книг, которые хотел бы прочитать. Но больше всего мечтал прочитать «Золотой ключик» и «Дон Кихота». Как жаль, что мы успели сделать с ним всего один проект!

Незадолго до его смерти, почему-то именно в День театра, в больнице случился пожар, и врач на руках вынес Толубеева из горящего отделения. А я видел его за день до смерти и, наверное, был последним, кроме врачей и родных, кто видел Андрюшу живым. Меня вдруг что-то как будто толкнуло к нему, и я помчался в больницу, привез цветы, а когда Катя отдернула занавеску окна палаты, чтобы поставить их на подоконник, я увидел, что там множество прекрасных букетов - Андрея очень любили! Мы «поговорили» с ним глазами (он уже почти не мог разговаривать)... А на следующий день утром мне позвонила из Москвы знакомая и сказала: «Я боюсь вас спросить - неужели это правда?» - и я понял, что это случилось.

Он ведь был врачом и сам все понимал. Перед Новым годом он сказал, что если доживет до весны, то успеет дописать свою книгу. У него были сильные боли, но он продолжал работать, озвучивал роли, снимался. Рассказывают, что когда его снимали, то Катя в этот момент его держала. Он все отдал своей профессии...

Подготовила Виктория АМИНОВА

Фото Андрея БРЫЛЕВА

↑ Наверх