Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Кошмар на Березовой аллее

Чиновничьи реформы по обслуживанию онкобольных не избавили страдающих людей от бездушия и цинизма

Слушать эту женщину было мучительно больно. Не слушать - невозможно. Потому что она - одна из сотен онкологических больных, вынужденных терпеть муки во время походов по больницам Петербурга в надежде получить лекарственные препараты. Процесс оформления рецептов на дорогостоящие препараты осложнился настолько, что стал не по силам больным людям.

Мы назовем женщину Тамарой Ивановной - она не хочет, чтобы близкие люди знали о том, что у нее рак. Ее история типична. Наблюдалась у врачей регулярно, все было в порядке, а потом обнаружили опухоль, причем сразу такую, что потребовалась немедленная операция. Врач выдал Тамаре Ивановне направления в две больницы - на выбор. В больнице им. И. И. Мечникова ее осмотрели, записали на операцию и отправили домой, готовиться. Но Тамара Ивановна решила лишний раз убедиться, что врачи ничего не напутали, и пошла в другой онкодиспансер - на Березовую аллею. Лучше бы не ходила - здешние онкологи отсоветовали женщине делать операцию.

- Я пришла на комиссию, в кабинете сидело человек пять онкологов, рассматривали мою карточку. Потом сказали, что уже поздно, у меня якобы четвертая стадия рака, ничего не поможет, - говорит Тамара Ивановна. - Единственный вариант - дорогостоящее лечение. Я им сказала, что денег у меня нет, что я - пенсионерка, а они: «Продавайте квартиру». И вот тогда я перед ними выложила направление на операцию в Мечникова: у них глаза округлились и они меня отправили восвояси...

Тамара Ивановна рассказывала нам, что в онкодиспансере на Березовой аллее относятся плохо не только к ней - тяжелобольные люди вынуждены здесь просиживать в очередях по 4 - 5 часов - и это только чтобы получить талончик. Здесь, по словам Тамары Ивановны, нет предварительной записи по телефону, ужасные условия - узкие коридоры и всего несколько скамеек, медицинскому персоналу явно не хватает культуры общения...

- Зайдите в онкодиспансер хоть однажды - десятки людей стонут, плачут, умирают от боли.  Теперь еще и проблемы с лекарствами создали - там же, на Березовой: недавно городские чиновники опять поменяли систему получения медикаментов онкобольным, теперь и без того несчастные люди стали еще более несчастными. Вот я - после операции приобретала в аптеке хороший препарат в капельницах, теперь, когда пришла за очередным курсом, вместо нужного препарата мне выписали дешевый заменитель в таблетках, но мой организм за два года так отравлен ядами, что не принимает таблетки.

От Тамары Ивановны мы узнали, что теперь, чтобы получить лекарства, она должна проделать очень сложный путь. Поехать в поселок Песочный к лечащему врачу и взять в НИИ онкологии медицинское заключение с указанием жизненно необходимого лекарства. Затем она отправляется на другой конец города, в поликлинику по месту жительства, и там на основании этого заключения районный онколог выписывает льготный рецепт. Тамара Ивановна проводит здесь несколько часов: в специально отведенном кабинете толпятся льготники со всего района, а регистратор, никуда не торопясь, вносит информацию из рецепта в компьютерную базу данных. Потом нужно ехать в онкологический диспансер на Березовой аллее и, отстояв очередь, взять талончик к хирургу, потом прийти уже на прием, снова прождав часы, получить направление и отправиться на комиссию... И даже если после этого вам все еще понадобятся лекарства, не стоит обольщаться - их может не быть. Потому что с недавнего времени лекарства для онкобольных выдают не в аптеке, а в одном-единственном месте в городе - в диспансере на Березовой аллее.

«Так было решено сделать для удобства больных», - сказали нам в онкодиспансере.

На днях в программе «Диалог с городом» губернатору Валентине Матвиенко задали вопрос - когда кончатся безобразия с лекарствами для больных раком? Валентина Ивановна ответила, что «действует новая схема обеспечения лекарствами онкобольных: районный онколог в обязательном порядке направляет больного в Городской клинический онкодиспансер, там врачи определяют, где человек будет лечиться - в дневном стационаре или амбулаторно, и если вы лечитесь амбулаторно, то лекарства вам выдадут в поликлиническом отделении при диспансере на Березовой аллее. Если вам требуется стационарное лечение, то вы получаете лекарство в Городском онкодиспансере на проспекте Ветеранов, 56... Лекарства теперь выдаются только по месту лечения, это поможет обеспечить более четкий контроль за выдачей лекарств и удобство для больных, которые будут получать эти лекарства по месту лечения».

Вот так - схема простая и вроде бы всем понятная. Не понимают ее только больные люди. Не понимают и задают вопрос: за что с ними так?

Комментарий

Главный врач городского клинического онкологического диспансера Георгий Манихас просит людей быть терпимее и всегда готов оказать личную помощь своим пациентам:

- С 1 января 2008 года вступило в действие постановление правительства Петербурга «О мерах по реорганизации, совершенствованию и улучшению системы оказания онкологической помощи гражданам Санкт-Петербурга», содержащее существенные изменения в системе лекарственного обеспечения онкологических пациентов.

Правительство города полностью взяло на себя  финансовое обеспечение больных независимо от принадлежности к федеральной или региональной льготе. Так как деньги, выделяемые на лекарство, - городские, они соответственно не могут попасть в федеральное учреждение, например в НИИ онкологии в Песочном. Поэтому в рамках реализации постановления было решено выдавать препараты непосредственно в городском онкологическом диспансере, а не гонять больных по аптекам в поисках лекарств. Схема такая: больной попадает к врачу в городской онкологический диспансер по направлению из района, и если пациенту требуется недорогой препарат, то врач направляет его в кабинет на регистрацию. Здесь есть небольшая очередь - на час-полтора. А потом нужно всего лишь спуститься на первый этаж и получить препарат.

В онкодиспансере прием ведется только по предварительной записи. Записаться по телефону можно, но сделать это должен районный врач-онколог - или сам, или поручив медсестре. В диспансере есть телефон 234-27-85, по которому можно позвонить с 9 до 17 часов по рабочим дням и получить информацию о порядке предоставления лекарственной помощи больным.

По поводу замены препаратов: в федеральных учреждениях, в том же НИИ онкологии, людям выписывают рецепты на дорогостоящие препараты, не всегда интересуясь при этом, сможет ли больной их приобрести. Если в федеральном учреждении пациенту выписали один препарат, а мы его заменили на другой, значит - это препарат эффективный.

Что касается жалоб на грубое обращение со стороны медицинских работников, то в диспансере есть главный врач, его заместитель, начмед - они всегда доступны: придите, расскажите, где с вами плохо обошлись. Лично я принимаю на Березовой аллее каждый четверг с 12 до 14 часов, но ко мне на прием приходят обычно 1 - 2 человека - и те в основном по вопросам лечения.

Я советую людям быть более терпимыми. Ежедневно диспансер принимает порядка 600 человек. Персонал при низких зарплатах перегружен работой. Думаете, нам не хотелось бы увеличить штат врачей, площади диспансера и количество регистрационных окон? Но мы не в состоянии этого сделать - не позволяет материально-техническая база. Но уже готовится проект реконструкции диспансера, по которому наш диспансер переедет на проспект Ветеранов. Проект должен быть подготовлен в этом году, начало строительства - в следующем, а закончат его к 2011 году. Просто нужно немного подождать.

Инесса КУЗНЕЦОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх